РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Между бизнесом и банками … особая химия

Какой банк идеален для бизнеса? Этот вопрос актуален во все времена. Бизнесмены, родившиеся в СССР, подраставшие во времена СНГ и живущие теперь в РФ, хорошо помнят, как государство «простило» своим гражданам накопления. Так на какие критерии сегодня ориентируется бизнес-сообщество: надежность, стабильность, выгодные условия или?.. ФЭБ получил ответы от своих экспертов.

Подход номер раз: личные впечатления

Назвать какой-то один или десяток банков «идеальными», отвечающим всем критериям бизнеса, скорее невозможно, но большинство имеющихся на финансовом рынке стремятся быть таковыми.

Существуют общие критерии, на которые ориентируется бизнес, причем неважно – мелкий или крупный. Каждый из предпринимателей, во-первых, ценит время. А потому идеально, если банк работает в режиме 24/7/365, а также предлагает онлайн-сервисы. Большим плюсом является наличие у банка интернет-банкинга, где можно проделать все необходимые манипуляции со своим счетом (и не только), не покидая пределы своего дома.

Второй не менее важный критерий – надежность. - Финансовая структура должна быть устойчивой и без каких-либо финансовых проблем,- подчеркивает Мария Кимаева, директор ООО «Талан».

А, например, руководители крупных строительных компаний признают, что работают в основном с банками большой двадцатки, поскольку стабильность для них имеет ключевое значение. Только этим банкам доверяют игроки строительного рынка расчетные счета, хранение средств дольщиков.

Критерий надежности рука об руку идет с «репутацией» банка.

Так отзывы экспертов, коллег по бизнесу, вкладчиков, публикации в СМИ, отчеты рейтинговых агентств – любой из этих источников может как сыграть во благо, так и, наоборот, испортить безупречный имидж финансово-кредитного учреждения.

- Мы очень серьезно относимся к выбору банков для сотрудничества. Ключевые критерии выбора — надежность и наилучшие условия сотрудничества, низкий риск несостоятельности, отсутствие потенциальной угрозы отзыва лицензии, - так обозначил свои требования к банку-партнеру директор ООО «Миртранс» Ильяс Рахметов. - Сегодня мы работаем с тремя банками, и пока их работа нас устраивает.

Высокая стандартизированность банковских услуг и наличие у клиента зачастую нескольких банков-партнеров держит банкиров в тонусе. Опережая возможные их «переманивания» кредитные организации одна за другой объявляют новые сервисы, устраивают шумные презентации, инициируют различные акции вплоть до розыгрышей машин и квартир. К тому же расчет они держат и на вероятность пополнить свою базу потребителей. Например, «приз за друга» - такой способ привлечения используют даже крупные коммерческие банки. При этом, как отмечают предприниматели, такие мероприятия помогают лишь узнать о новом банке, отчасти обратить на себя внимание, но никак не на решение сменить свой банк-партнер.

- На самом деле нам сегодня постоянно предлагают ряд более выгодных на первый взгляд предложений со стороны различных банков, но мы их не рассматриваем. Нас устраивает банк, с которым мы работаем уже долгое время. Сегодня все денежные операции, обслуживание расчетного счета, зарплатного проекта – все это происходит в одном банке.Поскольку мы экспортеры, в первую очередь ориентировались на опыт работы с валютными транзакциями, изучали, могут ли специалисты банка обучать наших сотрудников этой работе и т. д, - рассказывает Елена Ермолова, директор ООО «ФИШ-КА» (п. Энергетик, Новоорский р-н). - Опыт работы с кредитно-финансовыми организациями у нас большой, осуществлять валютные операции, обслуживать расчетные счета пробовали в разных банках, в итоге уходили из-за нестабильной работы, в частности из-за задержки важнейших денежных операций.

Как поясняет Дмитрий Разводов, директор ООО «Компания «Найдикредит», для него разницы, с какими банками работать - с федеральными или региональными, нет. Пока все устраивает. «Но если кто-то предложит нам более выгодные условия, рассматривать будем», - пояснил он.

Свои секреты многолетнего сотрудничества с банком-партнером раскрывает Мария Кимаева, директор ООО «Талан»:

- Взаимодействие с нашим банком отлажено на протяжении 15 лет. Теперь уже вряд ли сменю банк. Поэтому, выбирая между ценой вопроса, надежностью и сервисом, я предпочитаю платить, к примеру, за РКО несколько больше, чем «стоимость в среднем по рынку», банку, который в данный момент относительно стабилен и, кроме того, предлагает качественный сервис. Как частному лицу мне важны в банке технологичность, комфорт обслуживания.

Сервисы, удобство, персонал – именно эти критерии назвали ключевыми при выборе банка в ходе опроса ФЭБ представители среднего бизнеса.

- Для нашего агентства недвижимости было важно найти банк, отделение которого территориально размещалось рядом с офисом компании, – поясняет Виктория Райфурак, руководитель отдела продаж АН «Тетя Света» в Оренбурге. – Не менее важно, чтобы в банке был индивидуальный подход к клиенту, а в зале было немноголюдно. В этом отношении небольшой частный банк, заточенный на работу с предпринимателями, а не физлицами, предпочтительнее. А вот лично для себя выбираю банки несколько иначе. Тут самое главное — удобство сервиса. Это и продвинутый мобильный банк, и быстрота денежных переводов. Для меня немаловажны различные бонусы и скидки, которые дают банки по партнерским программам в магазинах, на авиабилеты.

Не менее важно, как банк поддерживает отношения с клиентом, отметили эксперты ФЭБ. Ведь банковский продукт везде примерно одинаков, и все, чем отличаются банки, - это дружелюбность и адекватность коммерческого предложения.

Ну и последний критерий – по важности при выборе банка - количество банкоматов и отделений. Хотя именно этот фактор для некоторых является определяющим, ведь банкоматы – в шаговой доступности также экономят время деловых людей.

Второй подход: ориентир на рейтинги

Рейтинги – один из популярных критериев выбора банка-партнера среди оренбургского бизнес-сообщества.

- При выборе банка я ориентировалась на рейтинги, отражающие такие данные, как рост прибыли, ликвидность, размер кредитного портфеля. Как правило, успешные банки всегда на слуху, - Мария Кимаева.

- Наша компания довольно молодая. Сначала было ИП, теперь преобразовались в ООО. Работаем с тремя банками, но основные расчеты с клиентами осуществляются только в одном. При выборе ориентировался на отзывы, рейтинги Центробанка РФ, - делится секретом Ильяс Рахметов.

Аналитическое агентство «Сравни.ру» провело собственный анализ банковской сферы с использованием данных ЦБ РФ и отзывов клиентов (источник: https://www.sravni.ru/banki/rating/).

Так, в клиентском рейтинге лидируют АО «Тинькофф Банк», ПАО «Банк «Санкт-Петербург», ПАО ВТБ24, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО КБ «Уральский Банк реконструкции и развития», КБ «Ренессанс Кредит» (ООО).

При подсчете итоговых баллов экспертами учитывались количество и качество отзывов, а также активность самих банков при решении проблем потребителей услуг.

В рейтинге по объему активов лидируют ПАО «Сбербанк России» (объем – 22 852 587 991 тыс. рублей – на 01.06.2017 г.), (ПАО) ВТБ (9 303 813 707 тыс. рублей), ПАО «Газпромбанк» (5 447 252 986 тыс. рублей), (ПАО) ВТБ24 (3 337 792 666 тыс. рублей), АО «Россельхозбанк» (2 787 829 174 тыс. рублей).

В топ-5 рейтинга банков по кредитам входят ПАО «Сбербанк России», (ПАО) ВТБ 24, АО «Россельхозбанк», ПАО «Газпромбанк, ВТБ (ПАО). При этом на 01.06.2017 г. ПАО «Сбербанк России» было выдано кредитов на сумму 4 412 346 366 тыс. рублей.

И в рейтинге по прибыли также лидер среди банков ПАО «Сбербанк России» с объемом дохода на 1 июня текущего года - 261 822 929 рублей, но замыкает топ-5 АО «Юникредит Банк» с объемом 14 004 473 тыс. рублей.

Чего нам в банке не хватает?

Среди опрошенных респондентов некоторые признались, что готовы сменить банк, при этом причины назывались разные.

- Если будут предложены хорошие условия кредитования, то почему бы и нет, - рассуждает Ильяс Рахметов.

- Возможный отказ от сотрудничества может быть спровоцирован, в основном риском несостоятельности и изменением договоренностей, ухудшающих условия сотрудничества для нас, - поясняет Елена Ермолова.

А вот как признаются застройщики, многим из них не хватает нецелевых кредитов, а потому завязывают отношения с другими банками, с более интересными предложениями.

Есть еще ряд причин, по которым предприниматели сменят даже надежный банк: размер стоимости услуг, более удобное место расположения отделений, бесплатная проверка состояния счета и выгодные предложения по кредитам и процентным ставкам. При этом у многих уже есть так называемый «банк на примете». В общем, как показало исследование ФЭБ, взаимоотношения с банком - это длительный процесс, который складывается годами и накапливает свою историю. И на выбор влияют не только оцифрованные критерии. Доверие, репутация, особая химия отношений – это, пожалуй, самое важное для бизнеса. Наверное, поэтому многие представители бизнес-сообщества все же не спешат менять банк. Но при этом ждут от них большей лояльности и различных уступок.

Елена Булгакова