РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Четверть монопольных века

В этом году Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области отмечает свое 25-летие. За четверть века в его работе произошло немало изменений в связи с нововведениями в антимонопольном законодательстве и расширением полномочий ФАС России. О том, как живет в новых условиях Оренбургское УФАС сейчас, мы поговорили с его руководителем Владимиром Окшиным.

- Владимир Васильевич, говоря об изменениях в антимонопольном законодательстве в 2016 году, продолживших, по сути, его либерализацию, можно ли сказать, что бизнесу теперь стало легче вести свою деятельность?

- В январе 2016 года вступил в силу «четвертый антимонопольный пакет», а уже в июле того же года - так называемый «антикризисный пакет». Новые законы внесли существенные изменения в антимонопольное законодательство и действительно смягчили требования к некоторым категориям хозяйствующих субъектов.

Так, теперь антимонопольный орган при выявлении нарушения в ряде случаев прежде должен выдавать предупреждения и предостережения, что, естественно, влияет на снижение количества возбужденных дел. Если, к примеру, в 2015 году было возбуждено 131 дело, то в 2016-м – всего лишь 46. При этом в разы увеличилось количество выданных предупреждений: в 2015 году их было 4, в 2016-м – уже 100.

Еще одним из существенных изменений стало введение иммунитетов для малого и среднего бизнеса в части признания доминирующего положения и заключения отдельных антиконкурентных соглашений. Из-под контроля антимонопольного органа вышли юридические лица, созданные физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, сумма выручки которых за предшествующий календарный год не превышает 400 млн рублей.

Новые законы позволяют в ряде случаев заменять меру административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Для примера отмечу, что сумма наложенных Управлением штрафов в минувшем году в сравнении с 2015 годом уменьшилась почти вдвое.

- В 2015 году была расширена компетенция ФАС России, поскольку ей были переданы все функции упраздненной Федеральной службы по тарифам. Теперь антимонопольщики официально занимаются ценами и тарифами на естественные монополии. Какие действия предпринимает служба, чтобы снизить тарифы?

- С 21 июля 2015 года регулятором тарифов в нашем регионе является Департамент по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области, при котором создана региональная энергетическая комиссия. С правом совещательного голоса туда входит представитель Оренбургского УФАС России.

Говоря о действиях антимонопольной службы по снижению тарифов, необходимо разъяснить принципы тарифного регулирования. Основной принцип – затратный. Все затраты регулируемой организации, учтенные в соответствии с принципами бухгалтерского учета, включаются в необходимую валовую выручку. В практике Управления был случай, когда незаконными были признаны действия одной из теплоснабжающих организаций. Суть нарушения состояла в том, что хозяйствующий субъект арендовал тепловые сети у теплосетевой организации, заключил договор на техническое обслуживание и установил с учетом всех затрат тариф на теплоснабжение, который был почти на 40 % выше, чем тариф, установленный для организации, у которой были арендованы тепловые сети.  В итоге организация-нарушитель оплатила крупный штраф. К слову сказать, подобные нарушения широко распространены, регулируемые организации стремятся установить тариф как можно выше, включая в него всевозможные затраты.

С 2015 года ФАС России взят курс на кардинальное изменение подходов к тарифному регулированию: отказ от принципа «затраты плюс» и применение принципа «инфляция минус». Одна из главных задач в сфере тарифного регулирования – это снижение тарифа путем минимизации затрат. Для этого применяются соответствующие методы. К ним относится, например, формирование индикатора цен на открытых торгах и биржах, являющегося ориентиром при утверждении тарифа.

Для его реализации создан биржевой комитет, участниками которого являются: ФАС России, Банк России, ФНС России, крупнейшие компании топливного и сырьевого комплекса, биржевые торговые площадки, потребители ресурсов иь другие заинтересованные участни­ки. Еще одной задачей является снижение издержек субъектов есте­ственных монополий (СЕМ) ­ оп­тимизация их затрат, финансово­-хозяйственной деятельности. То есть тарифная политика ориенти­рована на потребителей и развитие

экономики, а не на интересы СЕМ. Среди мер, направленных на повы­шение качества тарифного регулирования, – внедрение методов нор­мирования эталонных (типовых) затрат. Предполагается ввести нор­мирование затрат (командировоч­ные расходы, арендные платежи и иные статьи расходов) на примере государственных учреждений. Эта­лонные затраты ­ это так называе­мый бенчмаркетинг. Его основа ­найти самых лучших и извлечь уро­ки из их опыта с последующим при­менением при установлении регу­лируемых тарифов (вне зависимос­ти от затрат, заявленных организа­цией). Результатом таких действий должен стать единый подход к регу­лированию разных компаний. Реализация этих и других мер позволит отказаться от прежней системы и перейти только к понятию тарифа, применяемого к единице постав­ленного товара.

Резюмируя, скажу, что в планах ФАС России ­ большая работа в сфе­ре совершенствования тарифного регулирования, уже сейчас разраба­тывается новый федеральный закон о тарифном регулировании.

- Еще одним важным событием в жизни Оренбургского УФАС стало открытие базовой кафедры антимонопольного регулирования и организации закупок. С какой целью она открыта и каких специалистов готовит?

­- Действительно, в октябре 2015 года при поддержке Оренбургского государственного университета была открыта базовая кафедра антимонопольного регулирования и организации закупок. Среди при­чин ее создания – это, во­первых, нехватка специалистов в области конкурентного права, антимонопольного регулирования и органи­зации закупок; а, во­вторых, ввиду постоянного совершенствования антимонопольного законодатель­ства, его изменений возникает не­обходимость своевременной ориентации в условиях нововведений не только студентов, но и уже рабо­тающих специалистов в рамках курсов повышения квалификации.

Преимуществом кафедры явля­ется практико­ориентированное обучение. Большая часть препода­вателей на кафедре – это опытные преподаватели университета и практики, то есть сотрудники Оренбургского УФАС России, что является наиболее ценным в нынешних экономических условиях.

Сейчас крайне актуальна тема под­готовки специалистов в соответ­ствии с теми компетенциями, кото­рые требует профессиональный стандарт. Поэтому, безусловно, имея значительный багаж практи­ческих знаний, любому специалис­ту, который еще только будет устра­иваться на работу, или уже работаю­щему сотруднику будет намного проще варьировать в условиях еще молодого, но перспективного и из­менчивого антимонопольного за­конодательства. Сегодня уже прак­тически все коммерческие или го­сударственные структуры не обходятся в своей работе без процедуры торгов, аукционов. Провести закупку без нарушений – вот что сей­час требуют от юристов или специа­листов, занимающихся торгами. И как раз наша кафедра, наши препо­даватели, работающие в сфере гос­закупок и закупок в рамках 223­ФЗ, дают те знания, ту практику, кото­рые в дальнейшем позволят макси­мально безошибочно проводить процедуру торгов.

В 2016 году на кафедру был произведен набор группы магист­рантов, пока на коммерческую форму обучения.