РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Единый стандарт пассажирских перевозок: куда, на чём, за сколько?

Автотранспортный союз Оренбуржья (АСО) озаботился выработкой единых стандартов пассажирских перевозок. Этот документ позволит привести все маршруты наземного транспорта, прежде всего автобусные, к общему знаменателю, обеспечив своевременность, качество, доступность и безопасность транспортных услуг. Причём речь идёт не только о внутригородских перевозках, но и о межмуниципальных. Впрочем, на первом этапе главное внимание уделяется именно городской маршрутной сети. 7 апреля в мегамолле «Армада» прошли Съезд и конференция АСО, собравшие более 260 человек, на которых подведены первые итоги работы по выработке единых стандартов, начавшейся в декабре прошлого года.

 

Уникальность данного мероприятия отметили, в первую очередь, старожилы отрасли. Никто из них не смог вспомнить, когда последний раз перевозчики собирались вместе, чтобы обсудить стоящие перед отраслью проблемы, наметить совместные усилия по их решению. А статус Съезда был подтвержден тем количеством экспертов федерального уровня, которые во многом и определяют - в каком режиме будут жить пассажироперевозки в ближайшее время. Эти люди не просто консультируют депутатов Госдумы, членов правительства и работников администрации президента. Среди присутствующих были авторы и консультанты по разработке ФЗ-220, который сегодня определяет по каким стандартам работает отрасль. Организаторы конференции отметили, что с приездом федеральных экспертов у оренбургских перевозчиков появилась уникальная возможность получить ответы на свои вопросы у людей, которые эти ответы знают, а также донести свою точку зрения не только до областных, но и федеральных властей.

По словам Арсена Мартиросяна, начальника отдела межрегиональных автоперевозок Минтранса России, подобные конференции проходят сейчас по всей России и приводят к тому, что все участники процесса обсуждения в таком формате получают максимальное решение встающих перед ними вопросов.

– Автотранспортный союз Оренбуржья поставил для себя задачу собрать все профессиональное сообщество Оренбургской области, – говорит Александр Шмарин, председатель Автотранспортного союза Оренбуржья. – Обмен мнениями и опытом, полезная информация из первых уст, изменения и новшества в законодательстве, вопросы субсидирования и налоговой политики – все это позволит уверенно смотреть в будущее и развивать сферу пассажирских перевозок в Оренбургской области.

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов высоко оценил идею создания профессионального Союза в Оренбурге. Он отметил, что кроме как самим защищать свои интересы перевозчикам не получается. И чем мощнее будут региональные организации, тем весомее будет голос Союза на федеральном уровне.

- Власть постарается ответить на все ваши вопросы, постарается услышать всех вас и высказать свое видение развития ситуации с пассажирскими перевозками в Оренбургской области, - заявил Сергей Липаткин, заместитель министра – начальник управления промышленности, энергетики и транспорта Министерства экономического развития Оренбургской области.

Со своей стороны депутат Законодательного собрания Оренбургской области Андрей Аникеев отметил, что такое профессиональное объединение, как Автотранспортный союз, позволит значительно упростить решение проблем, встающих перед пассажирскими перевозчиками. И депутаты Заксоба готовы им в этом активно помогать, в том числе адаптируя законы под запросы профессионального сообщества. Александр Шмарин же, который выступил инициатором разработки единых стандартов, детально изучил все нюансы транспортной системы, существующей сегодня.

Один из самых существенных её недостатков  - отсутствие чётко прописанных правил игры для тех, кто работает на этом поле. Да, сегодня порядка в сфере пассажирских перевозок намного больше, чем ещё лет 10 тому назад, однако до сих пор пассажир общественного транспорта, которому нужно переместиться из пункта «А» в пункт «Б», имеет немало вопросов и претензий к тем, кто предоставляет ему такую услугу.

Главную из этих претензий – о тарифах на проезд - оставим пока в стороне и сосредоточимся на других. Одна из самых распространённых – график движения. Ни для кого не секрет, что уехать автобусом после 21.00 – та ещё задача. «Пазики», ещё полтора часа назад в изобилии снующие по городу, с наступлением «часа икс» как будто вымирают. Справедливости ради, необходимо отметить, что и на остановках в это время уже отнюдь не многолюдно. Однако не потому ли это, что люди про тщетность ожидания позднего вечернего автобуса знают давно и потому предпочитают пешие прогулки или вызов такси?

Претензия номер два - маршрутная сеть. В Оренбурге маршруты, которые не идут через центр города, можно буквально пересчитать по пальцам. На «пиковом» перекрёстке улиц Володарского и 8-е Марта сходится полтора десятка маршрутов – и частных, и муниципальных.

В наиболее напряжённые часы – с 8 до 10 утра и с 17 до 19 вечера в этом месте могут одновременно оказаться три десятка автобусов, троллейбусов и маршруток. Вместе с тем по таким оживлённым магистральным улицам, как, скажем, Рыбаковская или Орская, общественный транспорт не движется вовсе. Вторая часть проблемы, которая вытекает из первой, - невозможность перемещения из одного района города в другой по прямой. Все маршруты, тяготеющие к центру, протяжённые и извилистые – потому поездка в автобусе зачастую длится почти час.

Третья претензия – безопасность перевозок. До сих пор водитель автобуса, увлечённый разговором по мобильнику при движении, – обычное дело, безопасности пассажирам отнюдь не способствуют его постоянные отвлечения для приёма платы за проезд – кондукторы в частных автобусах почти везде исчезли. Да и когда водитель ничего этого не делает и вроде бы просто едет, то он, как правило, озабочен тем, как обставить конкурента. Отсюда «рваная» манера езды, беспорядочные перестроения, подрезания и тому  подобное.

На повестке дня стоит и вопрос обновления автопарка. Привычные всем «пазики» удобны с точки зрения экономики, но не всегда удобны и безопасны для пассажиров. И необходимо очень осторожно и последовательно проводить модернизацию автобусного парка, постепенно вводя в него современные автобусы. Но только в том случае, когда их появление будет оправдано.

Кроме того, сегодня российскими автозаводами выпускаются промежуточные модели, стоимостью менее трёх миллионов рублей, но по комфортабельности шагнувшие далеко вперёд привычных «пазиков». Образцы таких машин были представлены на выставке, которая шла одновременно со Съездом.

В общем, АСО не диктует условия, а аккумулирует мнения и берётся решать проблемы в комплексе. Добавив к ним ещё организацию остановочных пунктов, интервалы движения транспорта, его удобство для маломобильных групп населения, развитие безналичных форм оплаты проезда. Как известно, ФЗ-220 передал полномочия по определению региональных транспортных схем региональным же властям, потому Александр Шмарин, заручившись поддержкой губернатора Юрия Берга, занялся изучением опыта других регионов и крупных городов.

В частности, в Екатеринбурге он интересовался новой маршрутной сетью, схема которой там разработана в прошлом году, а также опытом массового внедрения безналичной оплаты проезда. Наличные деньги здесь постепенно вытесняет так называемая «Е-карта», с которой при помощи валидатора (устройства, осуществляющего контроль доступа в салон автобуса) кондуктор списывает плату за поездку.

Пополнить карту можно в десятках пунктов, которые находятся на почте, в центрах оплаты коммунальных услуг и крупных торговых центрах. Проезд по карте дешевле на 2-4 рубля (обычный тариф – 28 рублей), её принимают во всех без исключения видах транспорта, для пенсионеров, студентов и школьников существуют специальные именные карты, проезд по которым ещё дешевле. В принципе, аналогичные карты существуют и в Оренбурге, однако у нас по ним оплачивают проезд не более трёх процентов от общего количества пассажиров. В Екатеринбурге – уже более шестидесяти процентов.

- Опыт крупнейшего уральского города окажется полезным и для нас, – уверен Александр Шмарин, - максимальный уход от оплаты наличными в транспорте позволит увеличить доходы перевозчиков и главное – сделать эту систему прозрачной и для пассажира удобной.

Что касается новой маршрутной схемы крупнейшего города Урала, то её разработка, которая шла с привлечением иностранных специалистов, получилась половинчатой.

Схема есть, но она существует лишь на бумаге, реализация её на городских улицах приостановлена распоряжением свердловского губернатора. Дело в том, что на стадии предварительного обсуждения власти города решили обойтись без участия представителей общественности, а также местных частных перевозчиков, за которыми около половины от общего объёма наземных перевозок (в Екатеринбурге, кроме автобусов, троллейбусов и трамваев, есть ещё и метро). И когда новую маршрутную схему явили общественности, то горожане поняли так, что с улиц города исчезает более ста маршрутов наземного транспорта. На самом деле общее число маршрутов действительно снижалось, но количество подвижного состава оставалось фактически прежним, просто они перераспределялись по другим маршрутам для сокращения интервалов движения. При этом сами маршруты становились более короткими и прямыми, для пользования ими горожанам приходилось делать пересадки.

Чтобы не платить дважды, вводились пересадочные тарифы - платишь один раз и в течение определённого времени делаешь пересадку бесплатно. Почти как в метро, но применительно к наземному транспорту.

Однако благие намерения разработчиков новой маршрутной схемы были встречены в штыки горожанами, которые были мало информированы о том, что происходит и как всё в итоге будет. Масла в огонь подлили СМИ, которые на старте года испытывали информационный голод. В итоге губернатор, которому этой осенью предстоит переизбираться, наложил на новую схему «вето».

- Наша основная задача – учесть все ошибки, допущенные в Екатеринбурге, и выработать такое решение, которое устроит большинство участников рынка, - заявил Александр Шмарин. - Именно поэтому мы не хотим где-то там «втихаря» принять решение, а потом заставить всех его соблюдать. Наоборот, мы хотим привлечь к разработке единых стандартов и новой транспортной схемы широкую общественность и сделать их обсуждение максимально публичным.

Потому при разработке единых стандартов пассажирских перевозок для нашего региона АСО решил в первую очередь руководствоваться принципами открытости с самого начального этапа до окончательного утверждения. Работа шла при участии экспертного совета, в который вошли представители областного правительства, администрации Оренбурга, ГИБДД, автотранспортных компаний, юристы и экономисты. В совете были также журналисты ведущих областных и городских СМИ. Они имели двойную задачу – во-первых, аккумулировать мнение общественности и доносить его до экспертов, а во-вторых, рассказывать о том, как продвигается разработка единых стандартов, в своих репортажах, информируя таким образом максимальное количество людей.

В итоге единые стандарты появились – пока в виде проекта, но основные их моменты уже вряд ли подвергнутся серьёзной корректировке. Подробности можно узнать на сайте АСО - asoorenburg.ru.

Отметим, что стандарты конференцией приняты за основу и теперь пройдут всенародное обсуждение, когда свое мнение будут высказывать не только специалисты, но и простые горожане – пользователи услуг. Именно так, по мнению Александра Шмарина, можно прийти к единому пониманию того, что нужно и перевозчикам, и пассажирам.

Главное в том, что после их утверждения все перевозчики – и частные, и муниципальные, будут обязаны их придерживаться. Скорее всего, мелкие частные транспортные компании окажутся не в состоянии обеспечить исполнение стандартов и вынуждены будут либо объединиться с более крупными, либо покинуть рынок. В любом случае порядка на улицах станет больше, а бестолковой суеты автобусов и маршруток – меньше. Этой осенью фактически у всех перевозчиков Оренбурга заканчиваются пятилетние выплаты по лизингу за те автобусы, которые они купили в 2013 году. Хороший повод для замены подвижного состава на новые автобусы. Однако возникает вопрос: а что это будет стоить перевозчикам и в конечном счёте пассажирам? Вряд ли кто обрадуется, если вместо морально устаревшего «пазика» с проездом по двадцать рублей ему предложат поездку в просторном «МАЗе» или «ЛиАЗе», но уже за сорок. Ведь плата за проезд в общественном транспорте до бесконечности расти не может, иначе пассажиры попросту пересядут в такси – в крупных городах, в том числе и в Оренбурге, при существующих тарифах на проезд в общественном транспорте существует тенденция к снижению пассажиропотока.

Как бы там ни было, дело сделано: единые стандарты пассажирских перевозок в Оренбуржье – пусть пока в виде проекта – всё же появились. Станет ли проект законом, зависит от мнения общественности, которое ставится во главу угла.

- Без одобрения людьми – причём не только перевозчиками, но в первую очередь пассажирами новые стандарты внедрять нельзя.

Опыт других регионов, где опрометчиво решили, что можно выдать некий готовый продукт, пусть детально проработанный, но совершенно не согласованный с обществом, говорит только одно: нам по этому пути идти нельзя, - ещё раз подчеркнул Александр Шмарин по завершении Съезда.

Работа над едиными стандартами продолжится – эксперты уверены, что к лету будущего года они будут утверждены окончательно и пассажирские перевозки не только в Оренбурге, но и во всей области выйдут на качественно новый уровень.