РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Журналисты гордятся профессией, но не влияют на власть

В День российской печати фонд «Медиастандарт» и Исследовательская группа «ЦИРКОН» опубликовали социологическое  исследование о профессии журналиста в России.

Всего было опрошено 492 респондента, представляющих разные группы  журналистов: от главных редакторов до внештатных сотрудников и студентов факультетов журналистики, блогеров, фрилансеров всех федеральных округов, а также различные типы медиа. Из них четверть респондентов работают в федеральных СМИ, 67 % – в межрегиональных, региональных и местных.

Как поясняют авторы исследования, вопросы в анкете позволяли выявить профессиональную идентичность, базовые ценности журналистов, их социальное, финансовое и профессиональное самочувствие, включая отношение к общественным и государственным институтам. Из ответов респондентов следует, что главная характеристика человека, занимающегося журналистикой, – это не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм, ценностей и правил поведения в сообществе. Так, 79 % респондентов уверены, что нельзя назвать журналистом человека, пренебрегающего профессиональной этикой.

Наименее важными характеристиками для идентификации журналиста  оказались профильное образование (5 %) и членство в профессиональных объединениях (3 %).

- Задачей журналистики респонденты считают информирование и просвещение, а не пропаганду, - замечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин.

В частности, наиболее важные роли журналиста – обобщение фактов и формирование картины дня (66 %), комментирование и анализ событий (65 %), а также содействие обмену мнениями в обществе (58 %).

Один из ключевых вопросов исследования – насколько свободны респонденты  в своей работе и что ограничивает работу журналистов. Оказалось, что ощущения от собственной работы и мнение о ситуации в сообществе у большинства респондентов расходятся.

Так, 81 % респондентов считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна, 15 % - не согласны с этим утверждением. Кроме того, 77 % отмечают, что в современной России профессия журналиста дискредитирована и недооценена, а журналисты не пользуются доверием общества, противоположного мнения придерживаются также 15 %.

При этом, как только журналисты говорят именно о собственной работе, а не в целом о профессии, оценки меняются на противоположные. Что в их работе много самостоятельности и свободы, уверенно отмечает 60 % респондентов, противоположное мнение – у 10 %. Остальные поставили средние оценки.

Престижной свою работу уверенно называет 64 % журналистов, тогда как стыдно говорить о своей работе лишь 5 %.

Главным «ограничителем свободы» журналистики респонденты называют «вышестоящую структуру, к которой принадлежит владелец СМИ»: 86 % считают, что она влияет или очень сильно влияет на самостоятельность журналистов. Речь может идти как о крупном бизнесе, включая госкомпании, у которого в группе есть непрофильные СМИ, так и, например, о де-факто финансирующих работу медиа местных чиновниках, считает Казьмин. На втором месте – сам владелец (84 %), затем «этический внутренний редактор» (66 %). Самоцензуру считают важным ограничителем 59 % респондентов, власти и регуляторов – 58 %. Наименее влиятельны – давление аудитории (17 %) и внутренние формальные и неформальные правила (47 %). При этом более 70 % респондентов признают, что по-хорошему должны нести ответственность перед своей аудиторией, обществом и самим собой.

- На практике же ответственны перед владельцами СМИ (72 %), властью (67 %) и главным редактором (53 %), - говорит руководитель Исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин.

Журналисты сдержанно  оценивают свою способность влиять на власть и бизнес. Значительное влияние, по мнению респондентов, журналисты могут оказывать лишь на группы граждан (54 %), некоммерческие организации (44 %), общественные движения и политические партии (41 %). На власть журналисты могут значительно влиять, только если это муниципальные чиновники (36 % согласны, 33 % – нет).

Даже влияние на малый и средний бизнес ограничено: 26 % считают его значительным, 40 % – нет. Наименее подвержены  влиянию силовые структуры (68 % респондентов считают, что СМИ на них почти не влияют), федеральные власти (65 %) и крупный бизнес (56 %).

В ходе опроса респонденты сообщили о своем отношении к государственным и общественным институтам: негативные оценки явно преобладают над позитивными. Наиболее высокий уровень одобрения среди респондентов зафиксирован при оценке деятельности президента РФ (40 % , против - 46 %).

Наиболее негативно (вариант «скорее не одобряю») оценивается работа политических партий (79 %), за которыми следуют судебная система (69 %), оппозиция и Правительство РФ (66 %). Если сравнить полученные данные с результатами всероссийского опроса населения, проведенного  ВЦИОМ в августе 2016 г., можно заметить гораздо более высокий уровень критичности журналистов по сравнению с населением в целом. Практически везде уровень неодобрения среди журналистов почти в два раза выше.

С точки зрения материального положения самоощущение журналистов мало отличается от среднего россиянина (сравнение с данными массового опроса «ЦИРКОН» в октябре 2016 г.). Хорошим и очень хорошим его считают 18 % журналистов (как и в целом россиян), средним – 54 %, плохим и очень плохим – 27 %.

- Также сообщество не верит, что развитие технологий, роботов, самостоятельно создающих контент, приведет к тому, что их труд сегодняшних журналистов будет не нужен: таких 86 %. Тем не менее 11 % журналистов полагают, что в ближайшем будущем их профессия будет автоматизирована и труд «традиционных» журналистов станет не востребован, - заключает Дмитрий Казьмин.

По данным Фонда «Медиастандарт»