РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Недетские игры: ЖКХ, власть и бизнес лицом к лицу

Два дня менеджеры ресурсоснабжающих организаций, руководители управляющих компаний, представители власти и бизнеса… играли в игры. Деловые игры. В таком необычном формате участники рынка ЖКХ решали практические задачи по поставке ресурсов и энергосбережению. Организаторами выступили Правительство Оренбургской области и Оренбургский филиал ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

 

Главным поводом игры стали очередные изменения Жилищного кодекса РФ. Так, с 1 января 2017 года электрическая энергия, холодная и горячая вода, потребляемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, будут включаться в плату за содержание жилого помещения, пояснили в пресс-службе Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Проще говоря, строка ОДН (общедомовые нужды) переместится из отдельной строки счетов с расшифровкой «за свет, горячую и холодную воду» в строку платежной квитанции «Содержание и ремонт жилья».

Как поясняют представители ресурсоснабжающих организаций, в настоящий момент применяется система начисления, при которой ОДН рассчитываются как разница между общедомовым и индивидуальным потреблением ресурсов, распределяемых по жителям многоквартирных домов пропорционально площади жилья, но не более установленных нормативов. Такой способ начислений никак не стимулирует управляющие компании следить за перерасходом ресурсов в домах и бороться с причинами их возникновения.

Со следующего года, согласно новому законодательству, превышение фактического потребления ресурсов на ОДН над нормативными ляжет на плечи управляющей компании.

Причин превышения на сегодняшний день множество. Это и разница в сроках передачи показаний приборов учета, и ненадлежащее содержание внутридомовых систем, и отсутствие энергосберегающих технологий, и неутепленные подъезды, и даже банальное воровство энергоресурсов. Таким образом, и сами жильцы, и управляющие организации будут еще более заинтересованы в энергосбережении, выявлении и устранении причин перерасхода ресурсов в целях минимизации расходов на ОДН, уверены эксперты ЖКХ.

Потребителей ресурсов и управляющие компании ожидают и другие изменения, в связи с чем накопилась масса вопросов и проблем, ответить на которые и решить в одиночку довольно сложно.

И потому Правительство Оренбургской области и компания ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» взяли на себя ответственность помочь всем игрокам рынка ЖКХ, организовав встречу представителей ресурсоснабжающих организаций (РСО) Оренбуржья, управляющих компаний, власти и бизнеса. Всего было около 100 участников из Оренбурга и области. Встреча проходила в необычном формате – в виде деловой игры под названием «Взаимодействие жилищных и ресурсоснабжающих компаний для обеспечения надежного энергоснабжения и эффективного энергосбережения в МКД (многоквартирном доме)». Одним из ведущих модераторов игры выступила Екатерина Глибина, проектный бизнес-тренер, ведущий преподаватель University Business School (UBS, г. Москва).

Как поясняют организаторы, современные кейсы, тренинги, тесты имеют различные области применения. Игрофикация коснулась маркетинга, экономики, политики, образования, бизнеса и прочих сегментов. Как и в любой игре, в процессе выявляется лидер команды, распределяются роли, обозначаются главные задачи, разрабатываются алгоритмы, пути их решения. Не случайно участники игры встретились за круглыми столами, чтобы вместе почувствовать проблемы и настроение друг друга.

- Каждый стол – одна команда, всего их было организовано восемь. Столько же обсуждалось и насущных проблем. Это в первую очередь оплата общедомовых нужд, причем, как выяснилось, данная проблема не только энергетиков, но и ресурсников, снабжающих холодной водой,- поясняет Сергей Решетило, директор Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». – Озвучена масса вопросов, касающихся оплаты потребления тепла. Не всем сегодня понятно, как выставляются счета при наличии теплосчетчика. Есть дома, где счетчик показывает потребление тепла выше нормативного. И это обнажает проблему энергоэффективности дома, с которой нужно бороться собственникам. Например, мероприятия по повышению энергоэффективности можно будет внести в программу капремонта дома.

На сегодняшний день расход энергии в многоквартирных домах крайне неэффективен. И как раз на деловой игре мы, как эксперты, говорим, как сделать так, чтобы дом, соблюдая все нормы и правила тепло-, энергоснабжения, потреблял намного меньше ресурсов, чем он потребляет сейчас. Чтобы в итоге повысить качество жизни оренбуржцев: комфортное проживание при снижении оплаты за поставленные ресурсы.

Все возникающие ситуации досконально обыгрывались участниками двухдневной встречи.

- Для меня такое мероприятие в подобном формате первое, - признается Ксения Васильева, руководитель УК «Управдом» (г. Бузулук). - Первая часть игры нас как будто окунула в детство, мы лепили, клеили, при этом все действия имели полезную подоплеку. Все процессы управления, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, были разобраны на простейшие составляющие. Основные вопросы, с которыми я приехала, касаются заключений прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также работы с должниками. Нашей управляющей компании всего три года, обслуживается 2000 абонентских счетов. За это время накопился немалый долг – порядка 6 миллионов рублей. Боремся, как можем, вплоть до отключения канализации и света. Отчасти помогает.

По мнению Бориса Архипова, директора Оренбургского филиала «Т Плюс», чтобы о чем-то договориться, нужно начать диалог. А не ждать, что возникающие проблемы разрешатся сами.

- Нынешняя встреча позволила всем задать конкретные вопросы, понять, а так ли мы взаимодействуем друг с другом, в чем наши ошибки, - поясняет Борис Александрович.

Эксперты признали, что деловая игра стала настоящим действенным инструментом поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности.

- У каждого города, у каждого муниципального образования, ресурсных организаций  много своих специфик работы и разные варианты решения возникающих вопросов. Игра подсказала некоторые правила взаимоотношений между организациями и структурами власти, - говорит Татьяна Малышева, начальник управления ЖКХ администрации г. Оренбурга. - Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений».

- Здесь прошло такое обучение, после которого всем участникам рынка ЖКХ будет работать намного легче, - уверен Владимир Алабердин, начальник отдела по развитию электроэнергетики Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. - Огромный блок вопросов был посвящен энергосбережению. Это не случайно. Президентом была поставлена задача - к 2020 году на 40 процентов снизить электропотребление в многоквартирных домах. Оренбургская область уже делает шаги в этом направлении.

О реализованных энергосберегающих и эффективных проектах в городе рассказал и первый заместитель главы Оренбурга Сергей Николаев:

- Мы сделали упор на экономии электроэнергии на городское уличное освещение. Добились неплохих результатов. Обновили оборудование, централизовали и диспетчеризировали включение. На очереди – внедрение энергосберегающих технологий на социальных объектах: в школах, детских садах, больницах и так далее, - сказал он.

Участники игры делились опытом и результатами, получаемыми на практике. Так, была отмечена эффективность прямых контрактов, заключаемых между потребителями услуг и ресурсоснабжающими организациями. Одними из первых такую схему внедрили на востоке области. Теперь жители многоквартирных домов рассчитываются напрямую с поставщиками света, воды, тепла.

- Собираемость платежей таким образом значительно выросла, - подтверждает Сергей Решетило. - И как показывает практика, почти в 100 % случаев потребители платят без просрочек.

Надо отметить, что участники большой игры - руководители управляющих компаний – вовлекли в процесс и собственных специалистов: бухгалтеров, юристов, которым было полезно услышать мнения ведущих экспертов, пошаговые инструкции, анализы конкретных случаев.

- Надеюсь, что после такой игры начнем больше слышать другу друга, - высказалась представитель Центра общественного контроля ЖКХ Дина Дашкина. – Если говорить о развитии саморегулируемых организаций, то здесь как раз выяснилось, что все по-разному воспринимают и применяют законы, касающиеся сферы ЖКХ.

А значит нужно подумать, как выровнять ситуацию, выработать единую систему действий, чтобы минимизировать возможные риски, штрафы.

А штрафов, которые накладывают жилищные инспекции, а также жалоб со стороны потребителей действительно много. Статистику озвучил Дмитрий Жуков, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области.

Так, за девять месяцев 2016 года по результатам проведения мероприятий по контролю выявлено 4308 нарушений в сфере ЖКХ, из них 79 % связаны с нарушением правил технической эксплуатации и содержания жилого фонда, 4 % - с порядком расчета платы за коммунальные услуги, 3 % - с некачественным предоставлением коммунальных услуг, в том числе в сфере энергосбережения, и 14 % - прочие. За этот же период было составлено 872 протокола об административных правонарушениях в отношении управляющих компаний. С января по октябрь от граждан и юридических лиц поступило на 24 % (5747) больше обращений, чем за аналогичный период 2015 года. Более 90 % - от городского населения. Много жалоб, в частности, касаются начислений ОДН, оплаты «коммуналки».

- Потому организации, управляющие многоквартирным домом, обязаны предлагать мероприятия по снижению затрат на общедомовые нужды, в том числе через мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности в рамках Федерального закона № 261, - считает Дмитрий Жуков. - В числе рекомендаций также оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета и бесперебойное их функционирование, разработка мероприятий по повышению дисциплины при передаче показаний общедомового прибора учета, индивидуального прибора учета, внедрение автоматизированных систем учета коммунальных ресурсов, а самое главное - выстраивание четких и слаженных отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. На 1 октября 2016 года процент устранения нарушений по Оренбургской области составил 62 %, и этот показатель из года в год становится выше. Управляющие компании сегодня осознают, что за штрафами и неустранением нарушений идет лишеие лицензий.

- Мы все должны выполнять одну задачу: безопасно и качественно предоставлять услуги для жителей. Игра прошла конструктивно, я уже сделала себе пометки для дальнейшей работы, - подчеркнула Валентина Кулакова, руководитель ООО УК «Искра».

- Наше общение с представителями управляющих компаний, потребителями услуг уже стало регулярным. Но в таком формате – впервые, - дополняет Борис Архипов. - Сгладить все шероховатости и с новым пониманием, знаниями прийти к жителям – собственникам жилья, которые пользуются нашими услугами, - по-моему, самое важное, что вынесли для себя участники.

Елена Булгакова.