РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Ожившие игры приносят доходы

В Оренбурге появился новый вид развлечений – реальные квесты. Представители нескольких  компаний рассказали ФЭБ, как можно заработать на желании людей отрешиться от реального мира и погрузиться в разгадывание загадок и головоломок.

- Реальные квесты как вид развлечения произошли от компьютерных игр, - поясняет Денис Дюба, руководитель оренбургского квест-проекта «Да Винчи». - С 2000-х годов приключенческие игры были популярны среди геймеров. Один из квестов – Crimson Room, созданный японским разработчиком, приобрел культовый статус. На первый взгляд это была простая флеш-игра с незамысловатым геймплеем – игроку нужно было выбраться из запертой комнаты, разыскивая спрятанные предметы и исследуя связи между ними. Игра приобрела миллионы фанатов по всему миру. Через несколько лет кто-то решил попробовать перенести основные принципы этой игры в реальность. Затем квеструмы стали открываться в Японии, Китае и Европе.

В Россию реальные игры пришли совсем недавно – в 2013 году, и только год назад они стали организовываться в Оренбурге.

60 минут страха

За несколько лет реальные квесты приобрели популярность у огромной аудитории и стали весьма успешным бизнесом: выручка от одной игровой комнаты при хорошей раскрутке составляет около 1,1 млн рублей в месяц в крупных городах и до 500 тыс. рублей – в провинции. На российском рынке сформировались крупные компании – такие как «Клаустрофобия», открывшая уже более 50 квеструмов в 13 городах России, а также в Таллинне, Киеве, Минске и Ереване. Популярны квесты и в Казахстане.

В Оренбурге насчитывается порядка 12 квест-компаний, предлагающих более 20 различных сюжетов. Их названия, как правило, интригуют: «Гостиница», «За гранью», «Секретная лаборатория», «Психбольница», «Тайна Чернобыля», «Ночь, которой не было», «Вперед в  прошлое», «Портал», «Полицейский участок» и другие.

По словам организаторов, к следующему году в областном центре количество комнат и сценариев увеличится почти вдвое.

Суть квестов одна: участников игры (команду от 2 до 4 человек) запирают в комнате. Игрокам нужно за 60 минут выбраться из комнаты, разыскивая скрытые предметы и тайники, решая загадки и головоломки, выстраивая последовательность из различных действий. В играх участников приковывают наручниками к батарее или запирают в камере, либо им необходимо найти код к входной двери или лекарство от смертельно опасного вируса… Сюжеты могут содержать элементы страха, эротики, детектива, да мало ли… По словам самих игроков – чем сложнее сюжет, тем интереснее.

Риски бизнеса

На первый взгляд организация квеструма проста – аренда помещения, расстановка мебели в духе сюжета и сам сценарий. На деле и в этом бизнесе есть свои сложности, риски, потери.

- Расходы на обустройство одной квест-комнаты могут доходить до полумиллиона рублей, - поясняет Денис Дюба. - Работа над новым проектом начинается с поиска помещения, затем, исходя из этого и пожеланий заказчика, пишется сценарий. Сценарная команда пишет его за 5-7 дней. Потом сценарий попадает к инженеру и дизайнеру-бутафору, их задача - подготовить инженерный и дизайн-проект, после утверждения которых начинается постройка. Обычно в строительстве задействованы 5-6 человек, не считая рабочих. Прокладываются коммуникации, устанавливаются камеры, делается косметический ремонт. Кстати, именно на этом этапе многие создатели игр ошибаются. Сначала ремонтируют помещение, а только потом прокладывают коммуникации. Отсюда появляются плохо закрепленные провода, которые быстро отрываются во время эксплуатации. Одним словом, новички часто сталкиваются с массой финансовых и практических проблем при постройке первых игр, поэтому услуги нашей строительной компании оказались востребованы. После постройки квест, конечно же, дорабатывается и тестируется около месяца. Первым получившуюся игру оценивает сценарист, затем вся остальная команда. И только потом мы приглашаем тестовые команды на пробные игры. И даже после открытия комната постоянно улучшается. Бутафоры стараются дополнить интерьер такими декорациями, которые обеспечат максимальное погружение игроков во все перипетии сюжета, а инженеры оптимизируют технические составляющие. В целом антураж и инженерия – самые дорогие компоненты.

- При организации квеструма нам пришлось столкнуться с несколькими трудностями, - поясняет еще один руководитель квеструма . - На местных строительных базарах было тяжело найти качественные замки. Специалистов-электронщиков, необходимых для установки оборудования и наладки спецэффектов, искали среди местных «кулибиных». Необходимую для комнат мебель заказывали у местных компаний. Некоторые предметы, например, старый чемодан на кодовом замке для комнаты следователя пришлось долго искать на блошиных рынках.

- Планируем поэкспериментировать с механикой и пневматикой в новых эскейп-румах. Ориентируясь на самый высокий технологический и дизайнерский уровень, мы уделяем большое внимание безопасности и комфорту игроков. Все игры обязательно оснащаются системами противопожарной безопасности. В каждой комнате прокладывается система вентиляции - никому не понравится разгадывать загадки, когда мерзнешь или обливаешься потом, – поясняет Денис.

Доходы и… потери

- Стоимость участия в игре – 1500-2000 руб. с человека в зависимости от дня недели, времени суток, по выходным цена выше. Доходов компании хватает на то, чтобы окупать ежемесячные расходы на ремонт и замену инвентаря, аренду помещения, выплату зарплат сотрудникам – дизайнерам, сценаристам, электрикам, инженерам и прочее. С первых же дней участники пытались выламывать двери, вырывать провода, залезть в вентиляционный люк, хотя мы и объясняли, что эти части помещения в игре не участвуют. Мы были вынуждены нести расходы на восстановление комнаты после игры. В итоге на электропроводку, вентиляционные шахты и другие части комнаты, не участвующие в квесте, мы повесили яркие таблички, предупреждающие о том, что их не нужно трогать руками, - делится участник квест-рынка.

Как поясняют организаторы квеструмов, для хорошей рентабельности нужно постоянно пополнять базу игроков.

- В нашем деле очень важна реклама. Она строится, прежде всего, на социальных медиа, - говорит Денис. – Но эффективнее всего «сарафанное» радио.

По франшизе - дешевле

Первые оренбургские компании на сегодняшний день предлагают своим последователям приобретение франшизы, которая в Оренбурге сейчас стоит около 150-200 тыс. рублей.

- Мы подписали договор с компанией Сергея Костина «Другая реальность», впоследствии будем выплачивать 10 % роялти. Нам для раскрутки уже не требуются великие вложения. Франчайзер берет на себя доставку всех необходимых материалов для организации квестов, помогает с рекламой, предоставляет рекомендации по ведению бизнеса, постановке всех процессов, управлению и продажам. В начальный набор входит два сюжета, а при выходе на определенные показатели по прибыли можно заказать новый квест, - рассказывает Александр Суслов. – Один из наших сюжетов называется «Пиковая дама», он основан на пионерских страшилках. Комнату обустроили совсем недавно, провели тестовую игру, запустили рекламу, на сегодня игры расписаны уже на месяц вперед.

- Мы не считаем другие компании конкурентами, - говорит Денис Дюба, - ведь клиент не будет проходить один и тот же квест дважды. Напротив, такое количество предложений способствует формированию сообщества любителей реальных квестов. После того, как игроки посетят все квеструмы, они снова вернутся к нам – за это время мы оборудуем комнаты с новыми сценариями. Мы видим отличную перспективу для развития квестов на нашем рынке развлечений. Людям надоело сидеть вечерами в барах и кофейнях, ходить в боулинг. Люди хотят чего-то нового. В наших ближайших планах – открытие нескольких комнат, причем не только в Оренбурге, но и крупных городах России, а также в Казахстане. Когда мы заметим падение интереса к существующим комнатам, то мы будем менять их. Летом планируем начать организацию выездных игр на природу.

Чей ход, или Целевая аудитория

Основная аудитория квеста – люди от 18 до 40 лет, приходящие как семьями, так и в компании друзей. Детям до 14 лет разрешено проходить квест только в присутствии взрослых. Квеструм быстро завоевал популярность как место для проведения оригинальных корпоративных мероприятий, тимбилдингов, дней рождения.

- Один раз у нас даже делали предложение руки и сердца. Парень спрятал на последнем этапе квеста кольцо для своей невесты. При необходимости в нашей велком-зоне можно организовать фуршет после прохождения квеста,– рассказывает Сергей.- Нам кажется, что мы предлагаем более интеллектуальный вид отдыха. Кроме того, игроки постоянно заводят новые знакомства и общаются с новыми, интересными людьми. И самое главное - мы предлагаем игрокам стать на один вечер настоящими актерами, вжиться в новый образ, превратиться в персонажа увлекательной истории. Квесты имеют прекрасную перспективу. На данный момент в них уже сыграли несколько тысяч человек. Каждый новый сюжет вызывает серьезный интерес у аудитории.

- Нередко мы проводим игры для корпоративных клиентов. Были случаи, когда мы выезжали на места по просьбе руководителей предприятий. Есть варианты игр и для вип-клиентов, - рассказывает Денис. 

Перспектива рынка

По мнению экспертов, Оренбург находится в стадии роста развлекательного рынка в стиле квестов. Следующий закономерный шаг в развитии отрасли, считают эксперты, – появление высокотехнологичных и антуражных квестов. В каждом из квестов будут использоваться последние достижения техники, создаваться уникальная атмосфера, внедрение новых технологий, типа Kinect - бесконтактного сенсорного контроллера. Также в ближайшее время откроется много квестов для детей, считают специалисты. Это перспективная ниша для развития, поскольку родители, сводив детей в парк аттракционов или зоопарк, не знают, как еще развлечь их. И квесты станут отличным вариантом. Вероятно, они будут делиться на несколько возрастных групп: для детей от 5 до 7 лет, от 7 до 10 лет и от 11 и старше.

Кроме привычных квестов будет развиваться направление квестов-перфоманс, в которых будут задействованы актеры. Будет увеличиваться количество экшн-квестов, где от игроков требуется прикладывать не только интеллектуальные, но и физические усилия. Возможно, когда-то появится и аналог Форта Бойярд.

Рынок квестов пока формируется и становится конкурентным, поэтому сумма стартовых инвестиций будет расти. Если еще год назад люди не задумывались об уникальности или качестве сценариев и головоломок, то сейчас рынок начинает немного «очищаться». Закрываются откровенно некачественные объекты. Крупные компании станут еще крупнее, если не поддадутся искушению и не станут жертвовать качеством в обмен на количество, считают эксперты.

Елена Булгакова.

Источник инфографики: http://www.rg.ru/2015/09/01/krest.html