РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Индустрия красоты в Оренбурге: клиентов меньше не стало, но…

«Красивый» бизнес в России с каждым днем пользуется все большим и большим спросом. Открываются новые салоны красоты, СПА, студии загара, медицинские центры, велнес–клубы и т. д. Рынок показывает хорошую динамику развития: индустрия красоты перестала быть «игрушкой» в руках жен новых русских и способна приносить существенную прибыль своим владельцам, считают эксперты.

Парикмахерский и салонный бизнес на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих в стране. Рост объемов оказания услуг в нем составляет 15-20 % в год. По мнению специалистов, причин такой популяризации несколько. Во-первых, рынок салонов красоты обладает высокой рентабельностью и сравнительно малым периодом окупаемости – в среднем необходимо около 1,5-2 лет для возврата инвестиций и выхода на стабильную прибыль. Это означает, что показатель доходности на рынке превышает 60 % годовых, что намного больше, чем «банковский процент» или большинство инвестиционных инструментов на рынке. Далеко не все предприятия малого бизнеса могут похвастаться такой высокой степенью доходности.

Во-вторых, общий уровень конкуренции на рынке салонов красоты значительно меньше, чем, к примеру, на рынке общепита. На территории Оренбурга, по данным отдела по координации бытового обслуживания и услуг комитета потребительского рынка, в 2014 году функционировало более 620 парикмахерских, салонов красоты и косметологических центров, а также заведений, в которых представлены отдельные виды типичных услуг: например, пирсинг-салоны, солярий-клубы, тату-салоны, ногтевые студии и т. д.

Учитывая, что в только в областном центре проживает порядка 600 тыс. человек, а спрос на услуги «салонного бизнеса» постоянно растет, становится понятно, что 620 точек – это весьма скромная цифра. Даже если учесть, что по неофициальной статистике число «домушников» в 3 раза превышает число зарегистрированных и вставших на учет в налоговую салонов.

В-третьих, по сравнению с тем же рынком продуктовой розницы, аптек, электроники, для которого характерно наличие сильных сетевых компаний (примерно 50 %), довлеющих над остальными игроками, в салонном бизнесе доля действительно известных фирм не превышает 20 % рынка, проанализировали специалисты. Кроме того, развитие индустрии красоты, появление новых процедур и косметических препаратов приводит к популяризации услуг среди населения, повышает денежный приток и, как следствие, доходность бизнеса.

Четверть доли рынка - салоны бизнес-класса

Что касается сегментации рынка, исходя из ценовой политики и ориентацию на определенную целевую аудиторию, то можно выделить три направления: примерно 65 % предприятий индустрии красоты приходится на салоны среднего и экономкласса, которые характеризуются поточным обслуживанием, быстрыми технологиями, усредненным качеством и невысокой стоимостью услуг. Четверть доли рынка занимают салоны бизнес-класса: они обычно предоставляют полный комплекс услуг, включая медицинские и релаксационные процедуры. Этот сегмент в данный момент активно развивается: нормативная база приходит в соответствие с уровнем оборудования, расходных материалов и квалификацией специалистов. И, наконец, 10 % приходится на премиальный сегмент. Его характеризует индивидуальный подход к клиенту, который будет готов платить за эксклюзивные препараты, уникальные технологии, высококвалифицированные услуги, а также за эксклюзивный дизайн салона и его хорошее местоположение. Кстати, именно в этом сегменте чаще всего представлены салоны красоты, открытые под единой маркой – так называемые франшизы. Очень хорошим потенциалом обладают, по мнению экспертов, узкоформатные салоны. Их особенность – это специализация на одной услуге. С развитием рынка и появлением большого числа салонов красоты, специализированные салоны смогут выиграть конкуренцию за счет качества услуг. Это может быть пирсинг-студия, студия загара, салон, рассчитанный исключительно на мужчин, парикмахерская для детей и т. д. Вполне возможно, что в ближайшие годы начнут появляться, к примеру, салоны красоты для клиентов от 50 лет и старше.

В областном центре наиболее многочисленной является целевая аудитория в среднедоходном сегменте - до 30 тыс. руб./мес./чел., но здесь и больше предложение, считают эксперты.

Экономия на экзотике

Мировой финансовый кризис сказался на рынке услуг салонов красоты не так значительно. Опыт прошедших кризисов показал, что индустрия красоты переживает подобные «провальные» периоды несколько легче, чем представители других направлений деятельности. Существенного падения покупательского спроса на рынке не наблюдается. Рынок услуг салонов красоты продолжает пусть медленный, но рост, и в результате оказывается более устойчивым. Исследования показали, что закрывались те салоны красоты и парикмахерские, которые управлялись в большей степени непрофессионально и не планировали развитие бизнеса.

Как правило, на плаву остались те проекты, которые оказались способны сбалансировать цену и качество. Этот факт подтверждает генеральный директор ООО «Центр красоты и здоровья «Велнес Таун» Ольга Бегма: «Для дальнейшего развития SPA-индустрии в Центре необходимо грамотно сформировать предложение. Убеждена, что ключевым фактором, способствующим развитию рынка SPA-услуг, является диверсификация ценовой политики Центра относительно фактических доходов населения».

- Теперь женщины стараются экономить на ежедневных расходах, и это не может не отразиться на индустрии красоты: клиенты более осмотрительно тратят свои деньги. Возможно, отчасти этим определяется перетекание клиентов из более высоких классов салонов красоты в более бюджетные. Из-за кризиса кому-то пришлось сократить регулярные походы в салоны красоты, кто-то был вынужден найти парикмахерскую с более низкими ценами, а для кого-то все осталось без изменений, - делится наблюдениями Рина Адегамова, директор женского клуба «Пятый сезон».

- Многие наши клиенты выбирают основной уход, на дополнительных процедурах экономят, - подтверждает Светлана Поповкина, директор салона красоты «Вернисаж».

На экзотические услуги, такие как обертывание шоколадом, грязями, водорослями, фруктами, ламинирование волос, различные виды массажей (кроме лечебного) и прочее – спрос существенно снизился.

Эксперты отмечают, что кризис 2010-2012 годов показал, где салоны красоты могут оптимизировать свои затраты. А потому руководители салонов начали оформлять документацию по своему бизнесу, более активно получать медицинские лицензии, оформлять кадровую документацию, сокращать расходы на бухгалтера. Поэтому ожидается рост оборота у тех салонов красоты, которые сумеют за этот период сделать более оптимальными структуру доходов и расходов.

- Чтобы сохранить существующих клиентов и привлечь новых, мы предлагаем скидки, недорогие экспресс-процедуры, нестандартное обслуживание, - поясняет Рина Адегамова. – Если раньше наши клиенты ориентировались на рекомендации специалистов «Пятого сезона», то теперь многие пересматривают линейку услуг либо просят скорректировать их прежние расходы до определенной суммы. Но клиентов меньше не стало. С кризисом появился существенный плюс – бесплатное обучение специалистов на курсах, правда, при условии обязательной закупки расходных материалов.

Рынок развивается

Средняя рентабельность салона красоты в г. Оренбурге в настоящее время составляет примерно 20-25 %. Существенная доля выручки идет на арендные платежи, особенно после вступления в силу требований СанПиН для салонов красоты и парикмахерских о минимально допустимых площадях помещения (от 01.08.2010 г.)

- Сегодня повысить доходность бизнеса можно за счет активных продаж косметических средств используемых в салоне марок, - считает Рина Адегамова.

Рынок салонов красоты, до недавнего времени принадлежавший множеству малых предприятий, в последние годы начали осваивать более крупные игроки, в том числе с иностранным капиталом, утверждают аналитики. Их влияние пока незначительно, но стратегические замыслы и привлекаемые ресурсы обширны. Тем не менее конкуренция на рынке обостряется, претерпевая качественные изменения.

Привлекательность данного бизнеса заключается в том, что финансовые риски можно минимизировать, уходя от ручного труда к аппаратным методикам, ставя хороший учет, занимаясь стандартизацией технологических процессов, используя маркетинговые и управленческие технологии, заимствованные из других, более продвинутых отраслей (по данным «РБК. Исследования рынков»).

- Считаю, что в ближайшие год – два рынок SPA-услуг ожидает активное развитие, продолжится поиск и освоение новых рыночных ниш и форматов. Это касается как новых технологий, специализации на оказании определенных услуг, так и поиска возможности работать в более низком ценовом сегменте для привлечения большего числа клиентов, - высказывается Ольга Бегма.

Как считают эксперты, в Оренбуржье конкурентная ситуация намного проще (в отличие от столичных городов), по мнению экспертов, здесь еще есть запас развития на несколько лет.

Подготовила Елена Булгакова.