РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

80-й – знаковый. Оренбургские дорожники отметили юбилей отрасли

В мероприятии приняли участие первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Оренбургской области Сергей Балыкин, министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области Сергей Домников, генеральный директор Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» Игорь Старыгин, заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Игорь Сухарев, директор государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» Дмитрий Хусид, представители дорожных организаций Оренбуржья и др.

И к селу, и к городу

Дата, с которой принято вести отсчет работы отрасли, совпадает с образованием Оренбургской области. Именно тогда был создан специальный дорожный отдел, хотя дороги, конечно же, были и раньше. К 1934 году региональная сеть измерялась 1,8 тысяч километров. Сейчас - 27 тысяч. Все эти магистрали были построены исключительно оренбургскими дорожниками. Сегодня дорожное хозяйство региона – это более 30 строительных и ремонтных предприятий и семь организаций, осуществляющих ремонт и строительство мостов. Это современнейшая специализированная техника и новейшие технологии. Это люди – без малого 6 тысяч оренбуржцев, которые заняты в дорожном строительстве!

Только в 2014 году было отремонтировано 680 км автодорог, построено и реконструировано 53 км трасс, способствующих развитию не только межрегионального, но международного сотрудничества.

Отрасль завершила реконструкцию пяти мостов в Кувандыкском, Беляевском и Сорочинском районах общей протяженностью 313,6 погонных метров. Ввела в эксплуатацию мостовой переход через реку Сакмара у села Татарская Каргала в Сакмарском районе и участок автодороги Илек – Ташла – Соболево длиной 38,1 км с мостом через реку Малая Ембулатовка, сокративший расстояние до Оренбурга на 90 км. К тому же этот участок, проходящий вТашлинском и Первомайском районах, теперь соединяет между собой три районных центра и обеспечивает кратчайший путь транзитного транспорта из Самарской области и Республики Татарстан в Республику Казахстан и Среднюю Азию.

В этом году также будет завершено устройство асфальтобетонного покрытия на автодороге Александровка – Ждановка в Александровском районе протяженностью 22 км. Запланированные средства на ремонт и капитальный ремонт в областном бюджете позволят отремонтировать около 35 км автодорог с асфальтобетонным покрытием и 286 км дорог – с гравийным, провести восстановление 47 км при помощи шероховатой поверхностной обработки, а также капитально отремонтировать искусственные сооружения, имеющие важное социально-экономическое значение для области, но находящиеся в аварийном состоянии. Это четыре моста в Бугурусланском районе на автодороге Самара – Бугуруслан и несколько железобетонных водопропускных труб.

Проводится планомерная работа на основном направлении движения транзитного транспорта, проходящем через всю область с запада на восток, - сначала по федеральной автодороге Самара – Оренбург протяженностью 275 км, а далее по региональной дороге Оренбург – Орск – Шильда – граница Челябинской области протяженностью 404 км. Так, в текущем году на региональном участке было отремонтировано 54,4 из 151,5 км (вводимых поэтапно, начиная с 2011 года).

С 2012 года дорожники работают и на не менее значимой трассе Бугульма – Бугуруслан – Бузулук – Уральск общей протяженностью 347,2 км. В этом году отремонтировали 8,3 км.

- Но особое внимание мы уделяем сельским дорогам, - рассказывает директор Главного управления дорожного хозяйства области Дмитрий Хусид. – В 2009 году была принята областная целевая программа «Обеспечение подъезда к населенным пунктам по автодорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы». Начиная с 2010-го по 2013 год, с привлечением субсидий из федерального бюджета, 59 населенных пунктов области обеспечены дорогами с твердым покрытием. В этом году мы ввели в эксплуатацию подъезды с твердым покрытием к 10 населенным пунктам общей протяженностью 15,5 км. Из федерального бюджета на эти цели была оказана поддержка в виде субсидий на сумму 168 млн рублей. Еще два подъезда будут введены в текущем году. То есть если ранее эти дороги были грунтовые, то теперь здесь отличный асфальт.

А в целом отсутствие в минувшие годы областного дорожного фонда являлось сдерживающим фактором в развитии дорожной отрасли. И только благодаря тому, что с 1 января 2012 года вступил в силу областной закон «О дорожном фонде Оренбургской области», который закрепил источники доходов, обеспечил стабильное финансирование отрасли, оренбургские дорожники получили возможность больше строить и ремонтировать. Сегодня дорожный фонд Оренбуржья – это 6 миллиардов рублей ежегодного целевого финансирования, которые расходуются на эксплуатацию, ремонт и строительство областных дорог и софинансирование этих видов работ на муниципальных дорогах. Но, конечно, до приведения дорожной сети в оптимальное состояние еще работать и работать.

По оценке экспертов, для приведения всех дорог Оренбуржья в нормативное состояние необходимо порядка 110 миллиардов рублей, что для бюджета области слишком много.Но, как отметил в своем обращении к дорожникам по случаю юбилея губернатор области Юрий Берг, без улучшения ситуации в дорожно-транспортной сфере нельзя повысить качество жизни людей. Губернатор назвал и основные задачи: это строительство подъездов с твердым покрытием к населенным пунктам, где до сих пор остались грунтовки, сооружение обходной дороги в областном центре и ремонт 400 километров дорог ежегодно. Нет сомнения, что эти планы будут реализованы, ведь за их исполнение берутся…

…ставка на профессионалов…

В рамках выполнения строительно-монтажных работ по содержанию дорог, находящихся на балансе Оренбургской области, осуществляется постоянный контроль качества выполнения работ и контроль качества применяемых строительных материалов. Для этого в составе ГУ «ГУДХОО» функционирует отдел диагностики, лабораторного контроля и технического состояния автодорог. Компетентность отдела подтверждена Оренбургским центром стандартизации, метрологии и сертификации.

Отдел укомплектован высококлассными специалистами и обеспечен всем необходимым оборудованием как для проведения испытаний непосредственно в лаборатории, так и для проведения выездных испытаний, для чего используются мобильные лаборатории (диагностические комплексы). Наличие профессиональных работников и лабораторно-диагностического оборудования (стационарного и мобильного) позволяет в полном объеме контролировать процесс производства работ по строительству и содержанию, осуществлять технологический, операционный и общий контроль на объектах.

Передвижной диагностический комплекс АДК-2М (на базе автомобиля «Форд-Транзит») укомплектован оборудованием для оперативного контроля дороги и дорожной обстановки. Кроме того, видеосистема, состоящая из четырех независимых камер с привязкой видеокадров к пройденному пути, производит видеофиксацию геометрических параметров, ровности и обстановки дорог. Автоматизированная система измеряет геометрические параметры дорожного покрытия, протяженных объектов с возможностью сбора информации с отрывом от измеряемой поверхности, а профилометр «РИКАД» производит диагностику и паспортизацию автодорог, определяет показатели продольной ровности, ровности по международному стандарту IRI и измеренному микропрофилю.

Передвижная дорожная лаборатория предназначена для проведения экспресс-анализа дорожно-строительных материалов и конструкций непосредственно на объектах строительства и ремонта. Она укомплектована по специальному заказу приборами для определения плотности асфальтобетона и грунта, температуры и влажности материалов, прочности бетона и толщины защитного слоя бетона, ровности, уклонов и колейности дорожного полотна, толщины лакокрасочных покрытий, световозвращения дорожной разметки и дорожных знаков.

То есть бракоделам вход заказан.

… и новые технологии

Все инновационные материалы и технологии проходят опытно-экспериментальную стадию, а затем, в случае получения положительного эффекта, начинают применяться на наших объектах.

Например, шероховатая поверхностная обработка. Данная технология позволяет повысить сцепление с дорогой и существенно увеличить межремонтные сроки покрытия, которое наносится при помощи оборудования фирмы Shafer. Для профилактической защиты и омоложения асфальтобетонного покрытия используются различные пропитки SteelGuard 60, «Дорсан-1» и «Дорсан-2».Для восстановления эластичности, повышения упругости битума и долговечности асфальтобетонного покрытия применяется катионная эмульсия Reclamite.

Хорошие результаты были получены на выполнении ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий при помощи струйно-инъекционного метода с применением пломбировщика БЦМ 24.3. Этот метод эффективен при заделке любых выбоин и трещин в дорожном покрытии. По сравнению с традиционным он отличается простотой технологических операций, когда тратится в два раза меньше времени на выполнение работы.

Используются и технологические методы повышения качества асфальтобетонной смеси – введение модификаторов.Тем самым повышается водостойкость, сдвигоустойчивость при положительных и отрицательных температурах. А применение технологии дисперсного армирования при помощи армирующих волокон Forta AR повышает прочность и долговечность асфальтобетонного покрытия, предотвращает трещинообразование, колееобразование и позволяет уменьшить толщину слоя без потери устойчивости.

Для уменьшения колееобразования и увеличения сцепления колес автомобилей с покрытием используется щебеночно-мастичный асфальтобетон. В результате этого повышается долговечность в процессе эксплуатации.

Для обеспечения комфортного безаварийного движения в зимнее время применяется холодная асфальтобетонная смесь, которая дает возможность проводить ремонтные работы при более низких температурах воздуха.

Устройство оснований из ПГС, укрепленной вспененным битумом и цементом, с использованием ресайклера и смесительных установок (КМА-200, WM-100), позволило повысить качество и увеличить срок службы основания дорожной одежды, а также широко использовать местные материалы.

- При устройстве конструкций дорожных одежд мы опробовали стабилизаторы «Роадбонд», «Третичный АминС-12», TRRP, ANT, «Дорзин», - рассказывает директор Главного управления дорожного хозяйства области Дмитрий Хусид. - Применение технологии стабилизации грунтов позволило расширить применение местных материалов при строительстве и реконструкции автомобильных дорог Оренбургской области.

Дорожники – за безопасность!

Отлажена деятельность всех профильных служб и ведомств, осуществляющих комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, начиная с 2012 года, в рамках областной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в Оренбургской области, осуществляется плановая модернизация обстановки на автодорогах. За два последних года восстановлено 60 автопавильонов, приведено в нормативное состояние и заменено 23 540 погонных метров металлического барьерного ограждения. Заменено и установлено 3578 направляющих сигнальных столбиков, 4000 дорожных знаков с повышенными световозвращающими свойствами, знаков маршрутного ориентирования, катафотов, барьерных светоотражателей. Ежегодно производятся работы по устройству горизонтальной разметки проезжей части.

- В последние годы при тесном взаимодействии с ГИБДД нам удается оперативно реагировать на меняющиеся дорожные условия, - рассказывает директор Главного управления дорожного хозяйства области Дмитрий Хусид, - и успешно проводить работу по ликвидации участков концентрации ДТП.

Для информирования пользователей автомобильных дорог нами начата реализация программы оснащения дорог Оренбургской области информационными видеокамерами, метеостанциями, трансляция с которых ведется круглосуточно. В конце октября этого года при нашей поддержке запущен информационный интернет-портал «Инфодор» для оповещения населения о метеорологических условиях на этих участках. Считаем, этот портал улучшит безопасность дорожного движения, потому что теперь у пользователей появилась возможность визуально отслеживать общее состояние проезжей части и получать информацию о температуре окружающей среды, скорости и направлении ветра, дальности и видимости, что позволяет своевременно принимать решения о поездке с учетом обстановки на дороге.

Таких камер - 12 штук, в дальнейшем планируется парк камер расширить. Большую пользу информация с камер приносит и организациям, обслуживающим дорогу. У них есть возможность оперативно принять решение по мероприятиям, обеспечивающим безопасность движения, в зависимости от погодных условий на конкретном участке дороги.

Большегрузы – на весах

Мы живем в эпоху самых разнообразных вызовов. Конечно, они присутствуют в каждом виде человеческой деятельности, но особенно наглядно проявляются в области автодорог. Посмотрите, раньше не было термина «колейность», он появился с началом эксплуатации большегрузных автомобилей, осевые нагрузки и общая масса которых значительно превышают допустимые пределы на дорогах. В последние годы в области наблюдается устойчивый рост интенсивности перевозок большегрузами по региональным автодорогам. Именно это является одной из основных причин преждевременного разрушения дорожного покрытия.

Огорчает, что сегодня в соответствии с действующим законодательством движение по автодорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку фурами, тяжеловозами, автотрейлерами, тонарами с превышением нормативных нагрузок, допускается при наличии специального разрешения. Да и владельцев и водителей грузовых транспортных средств не пугают административный штраф за нарушение правил перевозки, потому что он составляет всего 2–2,5 тыс. рублей. Специалисты ГУДХОО считают, что необходимо усилить ответственность владельцев за это правонарушение. А водителей наказывать вплоть до лишения водительских прав.

- Конечно, на постах весового контроля мы взвешиваем эти машины и стараемся взыскивать в гражданско-правовом порядке с владельцев транспортных средств денежное возмещение за причиненный ущерб, - делится директор Главного управления дорожного хозяйства области Дмитрий Хусид. - Но проблема все же остается, так как даже за текущий период сумма поступлений со всех наших стационарных пунктов весового контроля в областной бюджет за проезд тяжеловесных транспортных средств (около 733 млн рублей – за 2014 год, 498 млн рублей – за 2013 год, 419 млн рублей – за 2012 год) не покрывает затрат на ремонт дорожного покрытия.

Нужен проект!

Свежий импульс экономике Оренбуржья, безусловно, придаст международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай». Строительство его оренбургского участка расширит транспортные и логистические возможности области, принесет ощутимую выгоду региональной экономике и даст толчок к развитию дорожной сети Оренбуржья.

Кстати, схема нового международного маршрута во многом повторяет караванные пути далекого прошлого. Значит, наша область по-прежнему остается сердцем Евразии – местом, где Восток встречается с Западом, и одним из центров евразийской интеграции – сложного и многоуровневого процесса, в который дорожники региона вносят весомый вклад.

- Этот уникальный инфраструктурный проект, - считает директор Главного управления дорожного хозяйства области Дмитрий Хусид, - безусловно, откроет перед регионом, на территории которого проживают представители 126 национальностей, новые возможности в развитии бизнеса, укрепит интеграционные связи с партнерами России по ЕАЭС. Но в то же время, говоря об этом проекте в очередной раз, нельзя обойти стороной тему наиболее эффективных инструментов решения задач, стоящих перед руководящей властью. В частности, это механизмы государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, которые можно использовать при реализации и модернизации объектов коммунальной, социальной и экономической инфраструктур. Ведь опыт есть, необходимо только расширять его применение.

Хочу от всей души поздравить наших ветеранов, которые заложили фундамент дорожной отрасли, и всех коллег со знаменательной датой. Желаю им крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, благополучия в семьях и успехов в нашем нелегком труде!