РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

Помогают выбирать

В сентябре нынешнего года губернаторской кампанией открылся новый избирательный цикл. Вслед за главой региона в 2015_м пройдут выборы в муниципальных образованиях. Затем стартует большая выборная кампания по выборам депутатов в Госдуму и региональное Законодательное собрание. В 2017 году россиянам вновь голосовать за главу государства. За время небольшой передышки политический настрой в стране заметно поменялся, а вслед за ним, как лакмусовая бумажка общественных настроений, и избирательное законодательство. О том, как Оренбуржье подошло к этим политическим событиям, мы беседуем с Александром Нальвадовым, председателем областной избирательной комиссии.

 

Доверие растет

Александр Юрьевич, кампания по выборам губернатора области была своего рода экзаменом: главу региона не выбирали 11 лет, да и регламенты с тех пор кардинально поменялись, однако серьезных нарушений не за фиксировали, и даже самым радикальным оппозиционерам не за что было зацепиться…

- В последнее время мы сделали ставку на профессионализм нашей команды. В области ведь более 18 000 членов избирательных комиссий. Два года назад впервые все составы ТИКов и УИКов были избраны и утверждены на пять лет. Сегодня в составе комиссий – представители всех парламентских партий: по четыре человека в каждой, а также выдвигаемые общественными объединениями члены – по два-три человека.

Мы серьезно подошли к повышению профессиональной грамотности членов комиссий. На протяжении двух лет ведутся постоянные обучающие курсы, как очные, так и заочные, где подробно рассказывается об основах избирательного права, процедуре выборов, взаимодействии с наблюдателями и даже психологических аспектах работы. Первый результат получили уже через полгода, на выборах мэра Бузулука, когда все руководители партий отметили, что технических нарушений во время голосования практически не было. К выборам губернатора мы подготовили рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии – своего рода наглядное пособие по проведению кампании. В 13 разделах подробно описали этапы работы на участке. И как вы уже заметили, никаких нарушений, которые могли привести к отмене итогов голосования, зафиксировано не было. Это самая высокая оценка нашей работы.

- А ведь это, по сути, общественная нагрузка. Как Вы руководите таким разнообразным коллективом, не являясь прямым работодателем?

-Здесь нужно отдать должное всем нашим членам комиссий! Они действительно работают на общественных началах в течение года, получая финансовое вознаграждение только за работу в день выборов. Но видели бы вы, с какой ответственностью и самоотдачей они подходят к делу – тратят личное время, чтобы готовиться к голосованию, решают оргвопросы, посещают курсы. В то же время это оплачивается доверием людей. Ведь явка на выборах растет. Выбирать главу региона пришли 44 процента населения. Это на десять процентов больше, чем на последних региональных выборах (в Законодательное собрание). Обеспечение явки – тоже важный показатель нашей работы. Члены комиссий прилагают для этого максимум усилий. Хотя я считаю, что как минимум председатели ТИКов должны работать на постоянной основе и получать за это вознаграждение.

- Кстати, о явке. Много говорилось о том, что по факту она выше, ведь граждане порой не проживают по месту прописки, а то и в регионе вообще…

- Да, вы правы, сверка списков с фактическим присутствием на местах дала бы более чистую картину выборов. Однако пока законодательство не позволяет нам решить эту проблему. В то же время совместно с федеральной миграционной службой мы ведем постоянную работу по уточнению списков, ставим этот вопрос и на федеральном уровне.

 

Чего стоит партию построить

- Александр Юрьевич, в это же время у нас наметилась серьезная перестановка и на политическом поле. С либерализацией законодательства о регистрации партий их число возросло десятикратно.

- Да, в области сейчас 54 политических партии, в стране около 70. И, конечно, нам это добавило работы, ведь задача каждой партии – участие в управлении государством, и достигается она, прежде всего, через участие в выборах. А наша – помочь им поучаствовать в избирательных кампаниях. Мы работаем в очень тесном взаимодействии со всеми политическими объединениями, постоянно проводим круглые столы, совещания.

И в любое время к нам обращаются с вопросами. По сути, избирком стал постоянным консультационным центром. И, заметьте, в той же губернаторской кампании «новички» уже проявили себя. Да, выдвиженцу от ПАРНАСа Сергею Столпаку не удалось собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов, однако полученные проценты Александра Митина от партии «ЧЕСТНО», Татьяны Титовой от «Гражданской платформы», Галины Широковой от Партии пенсионеров и Абдрахмана Сагритдинова от Партии ветеранов – это неплохой политический капитал, с которым они подойдут к следующим выборам.

- Тем более на фоне того, что традиционные партии – ЛДПР, коммунисты и «Справедливая Россия» практически самоустранились во время выборов губернатора. На Ваш взгляд, новые партии могут составить им серьезную конкуренцию?

- Наша задача – следить за тем, чтобы предвыборная борьба велась в рамках закона. Но я думаю, что решение местных законодателей выдвигать в губернаторы только представителей партий, а не самовыдвиженцев – правильное, потому что оно таким образом повышает статус кандидатов, вовлекает их в политическую деятельность. Плюсом в этом плане является и муниципальный фильтр. Чтобы завтра тебя было кому поддержать – начинай работать уже сегодня. Он подстегнет партии более ответственно отнестись к партийному строительству – открывать первички, районные, городские отделения, чтобы консолидировать людей вокруг своих идей, найти лучших из лучших, которых можно выставить кандидатами на выборах, а также занять позиции во всех уровнях власти.

- Кстати, о муниципальном уровне. Грядущие выборы тоже несут много перемен. Прямых выборов глав городов и районов больше не будет, эту задачу возложат на депутатов, а также будут назначать сити-менеджеров. Как Вы относитесь к таким переменам?

- Я думаю, что это значительно повышает вес мандата депутата местного уровня, а также подстегивает людей более ответственно подойти к своему выбору. Ведь если не пройдет твой депутат, то может не пройти и «твой» глава. Так что, думаю, люди активнее будут голосовать. В то же время в районные советы войдут и главы сельских администраций. Если в Оренбурге выборы будут проходить только по одномандатным округам, это значительно добавит нам работы. Но мы ее не боимся.

- Александр Юрьевич, на губернаторскую кампанию было выделено 308 миллионов рублей. На что потратили эти средства?

- На приобретение нового оборудования – купили 397 новых кабин для голосования, на оплату работы членов избирательных комиссий. Кроме того, в область поступило более 4000 прозрачных ящиков для голосования. Было изготовлено более 1 600 000 бюллетеней для голосования. На выборах была организована «горячая линия», на которую постоянно поступало очень много звонков. И по профилю – к какому участку человек относится, как получить открепительное, и просто жизненных. Кто-то звонил с просьбой крышу починить, кому-то правовой вопрос нужно было решить – переадресовывали в правительство. Кроме того, средства пошли на изготовление рабочего блокнота члена избирательной комиссии. Спасибо областному правительству, что поддержало эту идею.

- А вообще финансирование избиркома из каких источников осуществляется?

- Мы единственный орган, который финансируется пополам из областного и федерального бюджетов. При этом мы независимы и подчиняемся только Закону, а Центральная избирательная комиссия – просто вышестоящая организация.

- Как удается выстраивать отношения в такой ситуации?

- С коллегами из других регионов мы общаемся постоянно, делимся опытом, советуемся. Совсем недавно у нас прошло большое всероссийское совещание в Сочи. Вместе нам проще преодолевать тот эмоциональный прессинг, который идет со стороны политиков, пытающихся постоянно оспаривать нашу работу. Хотя, на мой взгляд, соперничества между нами не может быть, дело партий – взаимодействовать между собой, а мы просто наблюдаем со стороны за тем, чтобы это взаимодействие не выходило за рамки оговоренных правил. Что касается региональной власти, то у нас выстроены деловые отношения.

- В прошлом году избирательная система страны отмечала 20-летие. Как она менялась на протяжении этих лет? К чему пришла?

- Я бы сказал, что менялась по принципу «все новое – хорошо забытое старое». В начале 1990-х в стране было несколько десятков партий – вновь вернулись к этому. Депутатов Госдумы раньше выбирали по смешанной системе – в 2016 году также к ней вернемся. Губернаторов назначал президент, теперь вернулись прямые выборы. На мой взгляд, избирательное законодательство меняется вслед за настроениями общества. Но самое главное, что существующая система позволяет людям осуществить свой свободный выбор. Это главное ее назначение. Только кажется, что голос одного человека тонет. Он важен. Он – реальная возможность легитимным способом участвовать в управлении делами государства.

Беседовала Юлия ДУБЕНКО.