РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ ЧИТАТЕЛЕЙ*:
* - ежегодный опрос ТПП Оренбургской области

"Дьявол скрывается в деталях", или Как управляем госимуществом?

Согласно данным Минфина Оренбургской области доходы региональной казны в 2014 году составят 58,8 миллиарда рублей, расходы – 67,1 миллиарда. Дефицит бюджета прогнозируется в объеме 8,3 миллиарда рублей. Такая тенденция просматривается на протяжении последних лет. По мнению экспертов, покрыть дефицит можно не только за счет экономии доходной части бюджета, но и грамотного управления государственными объектами. Насколько эффективно чиновники региона распоряжаются госимуществом области, выяснял журналист «ФЭБа».

«Необходимые» расходы

В предновогоднем номере ФЭБа было опубликовано мнение Александра Колесникова, депутата Законодательного Собрания Оренбургской области, почему бюджет региона снова сформирован с дефицитом, и на этот раз – почти в 15 %. По мнению депутата, Оренбуржью выделяется слишком мало федеральных денег: «Считаю, неправильной системой распределения бюджетных средств. Львиная часть областной казны, а это около 58 % поступает в федеральную. То, что остается у нас, этих денег для развития региона, выполнения функций муниципалитетов не хватает».

При этом неоспоримом факте, всплывают другие причины дефицитного бюджета.

Так, депутат ЗакСоба Владимир Фролов, обратил внимание Министра природных ресурсов, экологии имущественных отношений области Константина Костюченко «на целесообразность содержания» дорогих автомобилей, принадлежащих аппарату губернатора и министров.

Эти транспортные средства, кстати, являются объектами госимущества. Из обращения следует, что только в этом году на приобретение запасных частей и техобслуживание 5 «Лексусов» и 30 «Тойот»– будет направлено в общей сложности около 14 млн рублей, причем в прошлом 2013 году на те же 5 «Лексусов» уже выделялись средства на техобслуживание и приобретение запчастей в сумме более 4,5 млн рублей. (С информацией можно ознакомиться на сайте – www.zakupki.gov.ru. – прим.авт). Вроде, как – «небольшие» суммы для областного бюджета, а для кого-то – миллионы – это даже не деньги, по сравнению с миллиардами(!). Но надо заметить, что это только один эпизод неэффективного управления гособъектами и соответственно, бюджетом. А таких фактов немало, из года в год находят и доказывают прокуратура и Счетная палата Оренбургской области.

Безграмотность или расточительство?

- Было 37 акционерных обществ, в которых Правительство области имело пакеты акций, а также 14 унитарных предприятий. Среди них – единственный элеватор, который находится в Новосергиевском районе, всего было порядка 42-х, все проданы. Оставшийся элеватор неоднократно пытались приватизировать, вывести из перечня стратегических объектов региона. Но эта сделка не имеет финансово-экономического обоснования. Считаю, что его нужно оставить, потому как иначе придется прибегать к сторонним услугам, переплачивать бюджетные средства за хранение зерна собственникам элеватора, которые будут диктовать свои цены, - объясняет депутат Законодательного Собрания Владимир Фролов. - Я также обращался с этим вопросом к Правительству, в итоге, Новосергиевский элеватор остался в собственности области. Другой пример. Я никак не могу добиться от Правительства и Министерства здравоохранения региона внятного ответа по поводу приобретения двух вертолетов для, якобы, развития санавиации. Они были приобретены пять лет назад, на бюджетные средства за 250 млн рублей. Но, скорее всего, думали не о развитии санавиации области, а о том, чтобы спасти экономическое положение ПО «Стрела». Ведь, к примеру, можно было купить башкирские или чехословацкие вертолеты в 1,5 раза дешевле и качественнее. В итоге, наши вертолеты стоят в аэропорту им. Гагарина. За пять лет ими было выполнено примерно 56 вылетов, налетали всего 150 часов. И сейчас им требуется ремонт на 16 млн рублей. Вопрос: зачем они нам нужны, которые, во-первых, не исполняют своих функций, во-вторых, мы платим за аренду стоянки каждый день, техобслуживание, за все, представляете, какие это расходы,?! Деньги уходят из областной казны.

Владимир Иванович привел еще множество похожих примеров, которые ярко рисуют картину расточительства и безграмотного управления госимуществом руководством региона.

Счетная палата не досчиталась

Убедительнее всего об «эффективности» управления объектами госсобственности говорят цифры Счетной палаты Оренбургской области.

В 2012 году специалисты палаты провели 94 контрольных мероприятия, которыми было охвачено 243 объекта по различным направлениям деятельности, сумма проверенных бюджетных средств составила 31 203 743,1 тыс. рублей. Из них 406 202,9 тыс. рублей, т.е более 400 млн рублей. использовались неэффективно. В ходе проверок фактов, касающихся конкретно управления объектами государственного имуществом, а также документального оформления операций, производимых с ним, было установлено нарушений и недостатков на сумму 90 989,1 тыс. рублей, т.е более 90 млн рублей (!), из них только «нарушения, связанные с распоряжением, передачей (или приобретением) имущества составили - 89 674900 рублей. Все эти цифры в свободном доступе на официальном сайте Счетной палаты Оренбургской области: www.sp.orb.ru, в разделе «экспертно-аналитическая деятельность». Данных за 2013 год пока нет. Но, судя по статистике ежегодных проверок – Счетная палата из года в год недосчитывается по нескольку десятков, а то и сотен бюджетных миллионов.

Упущенная выгода

Одной из форм управления госимуществом – является организация приватизации гособъектов, с целью пополнения государственного бюджета. Процедура приватизации государственного имущества прописана в 178-ФЗ, и происходит она с помощью аукционов, продаж посредством публичного предложения, продаж без объявления цены, а также в электронной форме.

«Ежегодно бюджеты разных уровней получают от приватизации госимущества миллиарды рублей, а могли бы триллионы», - высказался депутат Госдумы Илья Костунов. Он предложил на законодательном уровне ограничить полномочия региональных чиновников и запретить продавать госимущество по ценам ниже оценочной стоимости. Депутат уверен, что на сегодняшний день из-за несовершенства законодательства в этой сфере чиновники имеют возможность законным способом продавать госсобственность за копейки. И привел примеры, как дорогостоящий автомобиль «Maserati» продли за 120 тыс. рублей (рыночная  стоимость  которого минимум в пять раз выше), не так давно продан асфальтобетонный завод - за 80 тыс. рублей, катер - за 2 тыс. рублей, - все это были объекты госсобственности.

Подобный беспредел происходит и в нашем регионе. Так, по словам Владимира Фролова за «копейки» был продан МУП «Оренбургводоканал» - за 70 млн рублей без НДС.

-МУП приносил огромные доходы в местный бюджет, а самое главное – тарифы на обеспечение водоснабжением были в руках городской власти, жители областного центра за воду и канализацию платили умеренные деньги, и особых претензий к работе водоканальщиков не было. Несколько лет назад вдруг стабильно работающий МУП был отдан под управление «Росводоканалу». В итоге мы имеем бешеный рост тарифов! Оренбуржцы оплачивают не только услуги водоканальщиков, но и финансируют развитие «Росводоканала», вкладывают, в так называемые, инвестпрограммы компании. За бесценок проданы три ликеро-водочных завода, ОАО «Оренбургавторанс», - перечисляет эксперт.

Такая картина складывается по всей стране. Как утверждает Андрей Белоусов, бывший министр экономического развития РФ, за два последних года наблюдалась тенденция: при приватизации некрупных активов на аукционах в 75 % случаев цена продажи имущества превышала начальную цену менее чем на 10 %. А в 45 % случаев имущество продано на аукционах по начальной цене.

По словам Татьяны Голиковой, руководителя Счетной палаты РФ в 2013 году государственная казна не дополучила более 400 млрд рублей от проведенной приватизации.

- Согласно расчетам Минфина, доходы бюджета РФ от приватизации в 2013 году составили всего 50-65 миллиардов рублей вместо планировавшихся 427. Однако кроме невыполнения планов по продаже госпакетов, в первую очередь, крупных компаний, есть проблемы в так называемой малой приватизации. Мы обращаем внимание и на другое - на то, что очень много мелких продаж. Эти продажи недооцениваются. Как правило, у них нет адекватной стоимости, которая занижается, в результате их отсутствия в реестре собственности, либо отсутствия квалифицированной качественной оценки активов. Вот здесь огромная проблема, - отметила Голикова.

Прокуратура отчиталась

Колоссальный ущерб государству наносит вседозволенность и алчность чиновников и руководителей госпредприятий, которые, порой путают государственную собственность со своей личной.

По результатам проверок Генпрокуратуры России в 2013 году выявлено свыше 11,1 тысяч нарушений законов, связанных с управлением объектов госимущества. С целью их пресечения внесено 2179 представлений, принесено 100 протестов на незаконные правовые акты, направлено в суд 1,1 тысяч исков и заявлений. Возбуждено 220 уголовных дел. Из них в Оренбургской области в 2013 году прокуроры выявили 766 нарушений закона, что на 12 % больше, чем в предыдущем году. Прокурорами принесено 132 протеста на незаконные правовые акты, внесено 129 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 79 и 29 должностных лиц соответственно. В суд направлено 120 исков, возбуждено 4 уголовных дела.

- Как показывает практика прокурорского надзора, в прошлом году в Оренбуржье повсеместно выявлялись факты нарушения законодательства при использовании и вовлечении в оборот муниципального и государственного имущества, - поясняет Ольга Аникеева, старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью. - В Сорочинском, Александровском, Домбаровском, Илекском, Шарлыкском, Кваркенском, Первомайском, Гайском и Бугурусланском районах прокуроры выявили несоблюдение законодательства при ведении реестров имущества в муниципальных образованиях. Все незаконные местные нормативные правовые акты опротестованы. Часто администрации муниципальных образований в нарушение действующего законодательства вовлекают в хозяйственный оборот объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию. Такие действия приводят к признанию заключенных договоров аренды имущества ничтожными. Делают заведомо невозможным взыскание просроченной задолженности по арендным платежам с недобросовестных арендаторов и, как следствие, снижает наполняемость местных бюджетов.

Так, прокуратурой г. Новотроицка установлено, что МУП «Проектно-производственное архитектурное бюро», которому администрацией города на праве хозяйственного ведения было передано 64 объекта недвижимости, в установленном законом порядке переданное право не зарегистрировало, но использовало названные объекты в хозяйственном обороте и сдавало их в аренду. Прокурор внес в адрес руководства МУПа и КУИ городской администрации представления, в которых потребовал устранить выявленные нарушения закона и наказать виновных. В итоге сотрудник предприятия и муниципальный чиновник понесли дисциплинарную ответственность.

Также выявлялись факты предоставления муниципального имущества в пользование без разрешения собственника, либо, минуя процедуру торгов, на право заключения договора аренды муниципального имущества, такое, в частности произошло в Сорочинском районе. По результатам проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, директор МУП «Жилкомсервис» был привлечен к административной ответственности за самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ). Он предоставил ООО «Сорочинскводоканал» право аренды находящегося в пользовании на праве хозяйственного ведения муниципального имущества без согласия его собственника.

В 2012 году органы прокуратуры также принимали меры к восстановлению законности при выявлении случаев неправомерного использования государственного и муниципального имущества.

К примеру, в арбитражном суде оренбургские прокуроры добились удовлетворения заявления о признании недействительной сделки по передаче частной фирме зданий кирпичного завода и газораспределительного пункта, принадлежавших МО «город Бугуруслан», балансовая стоимость которых составляла 5 млн рублей. Было доказано, что передача объектов произошла не предусмотренным законодательством о приватизации способом.

Особую тревогу вызывают самые старые объекты госимущества, как правило, это памятники культуры. Управлять ими, особенно эффективно, многие руководители регионов, кажется, не видят смысла. На их содержание выделяется недостаточно средств, а впоследствии – растут суммы ущерба.

Ранее Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность за эти гособъекты и предложил, что их нужно передавать частникам: «значительная часть памятников должна быть не только учтена, но и немедленно передана в частные руки, иначе они погибнут». В плачевном состоянии находятся многие культурные объекты Оренбургской области.

- Мы изучили опыт Москвы, - поясняет Марина Дмитриева, начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. - И сейчас рассматриваем возможность передачи инвесторам объектов культурного наследия на льготных условиях: аренда составит рубль за 1 кв. метр сроком на 49 лет. Но с условием: согласно программе, инвесторам необходимо будет провести восстановительные ремонтные работы в течение пяти лет. Когда заработает эта программа в области, сказать не могу, но то, что какие-то действия в отношении культурных объектов по их сохранению и даже спасению предпринимать нужно. Наиболее характерные примеры разрушения объектов культурного наследия на территории области, за исключением памятников археологии, требующие особого внимания и государственной поддержки: это торговые ряды 18 века в с. Татарская Каргала Сакмарского района, которые разрушаются под воздействием атмосферы и из-за бесхозяйственного обращения. Памятник федерального значения «Здание Оренбургского ордонанс-гауза» в настоящее время также разрушается по причине ненадлежащей эксплуатации в условиях отсутствия пользователя; Производство ремонтных работ на фасадах зданий памятников, расположенных по ул. Советская, 48, Советская, 50, Ленинская, 50 в Оренбурге без согласования с госорганом нанесло непоправимый ущерб ценностным характеристикам и привело к изменению предмета охраны.

Разрушается и здание, где учился первый в мире космонавт Юрий Гагарин по ул. Советская, 1. Этот памятник опять же федерального значения, сегодня используется под жилые помещения, деньги на ремонт здания не выделяются.

Училищем заинтересовалась прокуратура и выяснила в ходе следствия, что строительные конструкции здания серьезно обветшали. Требуют незамедлительного восстановления аварийные чердачные и межэтажные перекрытия. Вот-вот обрушаться прогнившие деревянные опорные зоны балок перекрытий. Практически полностью утратили свой первоначальный вид и художественную ценность архитектурные декоративные элементы (пилястры, лепнина, розетки, руст и др.), которыми украшены как фасад, так и внутренние помещения строения. По оценкам специалистов, сумма ущерба, причиненного объекту культурного наследия составляет более 15 млн рублей. Ход расследования данного уголовного дела контролируется прокуратурой Ленинского района Оренбурга.

Остался «неликвид»

Плачевная ситуация складывается и с муниципальным имуществом.

-Государство предоставило преимущественное право – малому и среднему бизнесу на приобретение муниципальной собственности. – Поясняет Дмитрий Цветков, председатель Комитета по управлению имущества города Оренбурга. - И сегодня, согласно ФЗ №135 (от 27.06, 2006) в Оренбурге без особых проблем проходят торги среди желающих взять помещение в аренду, приватизировать или выкупить. В ходе торгов начальная сумма заметно возрастает, а это значительное поступление в бюджет города. К примеру, арендная плата, в результате проведений аукциона в 2009 году увеличилась всего на 4 %, от начальной суммы, а к 2012 году уже на 24 %, - поясняет эксперт.

Но как утверждает Александр Азямов, председатель Совета Ассоциации по защите интересов предприятии и отдельных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «Единство», «все лакомые куски давно арендованы и розданы. А те объекты, которые остались в муниципалитете и могли бы также приносить прибыль, сегодня не востребованы в силу своей неликвидности, требуют вложений». Однако, по словам Андрея Шевченко, председателя в областном центре средства на их ремонт и содержание пока не находятся, либо их вовсе нет.

«Доходность – не главное»?!

-Ежегодно в составе законов об областном бюджете утверждается перечень источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (перечень утвержден ст. 23 Бюджетного Кодекса РФ), куда включаются и средства, поступающие в областной бюджет от продажи акций и иного государственного имущества Оренбургской области (законодательство о приватизации).

Органами исполнительной власти Оренбургской области каждый год проводится оценка госимущества и принимаются решения о приватизации областной собственности, Программа приватизации также является составной частью Закона об областном бюджете, - поясняет Константин Костюченко министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений.

И далее министр продолжил: «Необходимо отметить, что для государственного имущества доходность - не основной критерий эффективного управления госсобственностью. (!) В первую очередь деятельность Правительства области должна быть направлена на обеспечение развития образования, здравоохранения, социальной защиты, культурной и спортивной работы на всей территории области в интересах оренбуржцев. При этом объекты, имеющие характер социально значимых, не являются высокодоходными, их содержание обеспечивается за счет бюджетных средств. Ежегодно министерством обеспечивается мобилизация всех доходных источников областного бюджета от управления государственной собственностью. Считаю проводимый комплекс мероприятий по управлению госимуществом эффективным».

Как говорится, без комментариев, и все же: если, по словам министра, доходность от управления госимуществом «не главное», так на какие средства мы будем развивать медицину, образование и так далее, за что очень переживает сам чиновник? И можно ли после этого утверждать (особенно после отчетов Счетной палаты и Прокуратуры области), что «проводимые мероприятия по управлению госимуществом эффективны»?

«Инструкция» по управлению имуществом

Правительство РФ в ровно год назад утвердило государственную программу «Управление федеральным имущество». Распоряжение подписано Дмитрием Медведевым. Основная цель программы – повысить эффективность управления тем госимуществом, которое является «необходимым для выполнения государственных функций органами власти», и в то же время – «отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте».

Государство предполагает достичь «оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике», а также оптимизировать (сократить) «состав федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики».

Чтобы повысить управляемость и контроль за тем имуществом, которое не будет приватизировано, будет создана единая система учета и управления федеральным имуществом. Правительство хочет видеть госкомпании конкурентоспособными, инвестиционно привлекательными и публичными.

«Информация о каждой значимой сделке, её результатах, должна быть доступна для общественного обсуждения. К таким сделкам очень значительный общественный интерес, это естественно. Это позволит уже на старте сделать приватизационный процесс более прозрачным, а так называемые административные риски, во всяком случае, если не снять полностью, то свести их к минимуму, - выразил свое мнение Дмитрий Медведев. - Также важно в ближайшее время запустить систему постприватизационного мониторинга для контроля за выполнением новыми собственниками своих обязательств».

Эксперты относятся к инициативам правительства по-разному. Одни говорят, что «рынок должен быть рынком, чем больше коммерческой недвижимости находится в частных руках – тем лучше». Другие высказывают похожее мнение, что мол, «пока чиновники не будут отделены от бизнеса «Великой китайской стеной», успехов в экономике можно не ждать».

В итоге, какие плоды даст новая госпрограмма и достигнет ли Правительство желаемых результатов еще неизвестно. Как говорят французы: «дьявол скрывается в деталях»: продавать – это правильно, но многое зависит от того, как именно будут это делать. Будут ли продавать вовремя или не вовремя. Выгодно или невыгодно…

Елена Булгакова.